Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

С.Ю. Жуковский. Годы учения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. 1980. Автор: Горелов М.И.

В конце августа 1892 года Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... приехал в Москву. О тщательной подготовке к этой поездке свидетельствует то обстоятельство, что художником заранее была подобрана документация, необходимая для поступления в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. От своего имени он подает прошение в Совет училища, прилагая свидетельство об окончании четырех классов Белостокского реального училища, с просьбой разрешить ему держать экзамен для поступления вольнослушателем.

Семнадцатилетний юноша, оказавшийся один в огромном незнакомом городе, должен был проявить самостоятельность, находчивость и осторожность. И надо отдать ему справедливость — он не только обладал всеми этими качествами, но и сумел использовать их для осуществления намеченной цели.

И эта цель была достигнута: он был зачислен вольным посетителем и с 1 сентября приступил к занятиям. Предстояло пройти четырехгодичный курс обучения: оригинальный, головной, фигурный и натурный классы. Со второго курса следовало проходить специальную подготовку по избранной специальности и, кроме того, освоить курс вспомогательных наук, как общеобразовательных (закон божий, Священная история, русский язык, в полном объеме, география, арифметика, геометрия, всеобщая и русская история), так и специальных (проекция линий, перспектива, теория теней, теория изящного, мифология, теория искусства, археология, специализация. Для живописцев и скульпторов анатомия).

Почти ничего не известно о жизни и творчестве Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... в первый год его пребывания в Московском Училище. Жил он в общежитии, о чем свидетельствует его адрес, указанный в каталоге ученической выставки за 1896 год: «Мясницкая, Училище живописи». В том году плата за общежитие составляла в месяц пять рублей. Сложнее обстояло дело с платой за обучение, за невзнос которой делалось предупреждение об отчислении из училища. Жуковский не был освобожден от платы и ежегодно вносил пятьдесят рублей за обучение как вольный посетитель. Так, в списке учеников и вольных посетителей за 1892/93 учебный год под № 339 стоит его фамилия с указанием того, что он внес положенную плату.

Неизвестно, на какие средства существовал  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... в этот первоначальный период, но можно высказать предположение, что он, аккуратно посещая занятия в общих обязательных классах, во внеурочное время писал пейзажи, которые так или иначе находили покупателя. По-видимому, он был достаточно подготовлен за годы, проведенные им в Белостокском реальном училище, чтобы заняться самостоятельным творчеством. Обладая огромным прилежанием, трудолюбием и работоспособностью, он уже в следующем, 1893 году представил на XVI ученическую выставку тринадцать пейзажных работ, которые были развешаны в четырех залах выставки. Названия этих картин: «Оттепель», «Последний луч», «Под вечер», «Под солнцем», «Цветы полевые», «МороситЖуковский С. Ю. Моросит. Усадьба в пасмурный деньМоросит. Усадьба в пасмурный день. 1891Картон, масло, 14,2 х 20,5Частная коллекция», «Иней» —свидетельствуют о том, что молодой художник в своих пейзажах стремился запечатлеть то или иное время года и дня, передать изменчивое состояние погоды.

Один из этих пейзажей, «Под вечер» (собрание С.В. Сарибан-Поляковой, Ленинград), датированный 1893 годом, изображает берег речки в зарослях кустарника, сквозь которые проглядывает крыша домика с трубой. Вечереет, тени сгущаются, тают яркие краски, и предметы теряют четкие очертания. Зелень кустов образует градации разных валерных соотношений в зависимости от того, как повернуты листья к закатному небу. Просветы и облака, отражаясь в воде, вызывают контрасты света и тени, и, таким образом, в ней словно передается жизнь неба. Молодой художник не избежал подражательности. В его пейзаже ощущается грустное настроение, выраженное в этюде И.И. Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... к картине «У омутаЛевитан И. И. У омутаУ омута. 1892Холст, масло., 150 x 209Государственная Третьяковская галерея», написанном двумя годами раньше.

Напряженная работа над пейзажами ни в коей мере не отвлекала Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... от посещения общих художественных классов и выполнения всех заданий, которые ставились перед учениками и вольными посетителями. Обучение осуществлял коллектив талантливых художников-педагогов. Впоследствии в письме к Н.Н. Врангелю Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... назвал их поименно: «Руководителями моими были Коровин Сергей Коровин Сергей Алексеевич Коровин Сергей Алексеевич [1858—1908] Русский художник. Живописец и педагог. Старший брат знаменитого художника . Был членом «Союза русских художников». Жил и работал в Москве...., Касаткин Касаткин Николай Алексеевич Касаткин Николай Алексеевич [1859—1930] Русский и советский живописец. Народный художник Республики (1923). Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891) и АХРР (с 1922). ..., Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Пастернак Пастернак Леонид Осипович Пастернак Леонид Осипович [1862—1945] Русский художник, представитель русского модерна, самобытный график и живописец, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, педагог. Отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака...., Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,... и, в последние годы пребывания моего в школе, Левитан...». Все упомянутые здесь педагоги, за исключением К.А. Савицкого Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., в то время были молодыми людьми, своим энтузиазмом, творческим горением и свежими поисками вдохнувшими новую жизнь в Училище. Каждый из них стремился внести что-то оригинальное как в творчество, так и в педагогическую деятельность. Все это освежало и преображало обстановку, активизировало процесс обучения, вызывало у учащейся молодежи прилив творческих сил.

Первым педагогом Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... в Московском Училище был С.А. Коровин Коровин Сергей Алексеевич Коровин Сергей Алексеевич [1858—1908] Русский художник. Живописец и педагог. Старший брат знаменитого художника . Был членом «Союза русских художников». Жил и работал в Москве...., преподававший в школе с 1888 года. Он руководил оригинальным классом и ставил перед собой цель: научить своих воспитанников мастерству рисунка, композиции и перспективы, привить им основы художественной грамоты. То тут, то там между мольбертами мелькала его высокая стройная фигура, из-за спины ученика появлялась его небольшая голова с вьющимися черными волосами, с умным лицом и блестящими как агат глазами.

В преподавании рисунка С. Коровин стремился развивать не только точность руки, но и умение выражать впечатление от виденного. Рисование с натуры в его классе сочеталось с работой по памяти. Важно отметить практиковавшееся им рисование ранее рисованного по памяти, что особенно оказалось впоследствии полезным для Жуковского, любившего возвращаться к одним и тем же сюжетам, которые он трактовал с новых и новых сторон.

Будучи мастером жанровой живописи, С. Коровин с одинаковым мастерством изображал бытовые сцены как в интерьере («Волостной судКоровин С. А. В волостном правленииВ волостном правлении. 1884Холст, маслоМестонахождение неизвестно» (1876), «В ожидании поезда»), так и в пейзаже («Солдаты у колодца» (1885). Оба эти направления были созвучны таланту Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... В беседах с учениками С.А. Коровин высказывал ценные мысли о подходе живописцу к различным жанрам, в частности, к пейзажной живописи. Один из его учеников В.К. Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище..., однокурсник Жуковского, с благодарностью вспоминал советы своего учителя: «Мне особенно сейчас хочется остановиться на методе преподавания С.А. Коровина... замечательного рисовальщика, удивительно вдумчивого художника и прекрасного педагога. И по сей день я с благодарностью вспоминаю все его замечательно правдивые советы и указания. Однажды Коровин, встретив меня после месячного экзамена, обратился ко мне: «... вы, собираясь быть пейзажистом, должны владеть в совершенстве рисунком и знанием перспективы, как говорят, не «на глазок», а абсолютно по науке... Когда вы мне показывали свои этюды, я обратил внимание, что вы плохо помните о том, что в пасмурную погоду, в так называемый серый день, солнце так же ходит по небу, как и в ясный солнечный день, только в серый день мы его не видим. И начав этот этюд, надо его кончать в тот же час, в какой вы его начали, а то я заметил, что один ваш хороший этюд был начат при пасмурном небе в одни часы, а закончен в другие часы.

На ваш вопрос, как нужно писать — быстро или медленно, я отвечу так: необходимо и полезно писать долго, чтобы изучить натуру, но иногда надо писать очень быстро, чтобы успеть верно схватить отношение земли к небу и силу тона».