Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич
— типичнейший представитель московской пейзажной школы. Она составляла ядро «Союза русских художников», объединения, которому суждено было сыграть решающую роль в истории развития реалистического пейзажа в России в начале XX столетия.
Можно заметить много общего между входившими в этот союз мастерами. Истоки их искусства надо искать в передвижничестве, из которого все они вышли. Но их эстетические взгляды претерпели известные изменения, что, несомненно, наложило отпечаток на характер их творчества. Обращает на себя внимание и схожесть мотивов в произведениях
, , , , , . Однако такая схожесть скорее лишь внешнее проявление характера и стиля эпохи. Выбор мотивов теперь не играл существенной роли — и в этом отличие пейзажистов «Союза» от их ближайших предшественников — важны были задачи, которые пытались решить современники Жуковского. Иное, чем прежде, отношение к натуре, когда конкретная реальность становилась преимущественным объектом изображения, во многом обусловило обращение к самым простым пейзажным мотивам. Именно неприметные уголки природы и вдохновляли теперь художников на создание глубоко поэтических по настроению пейзажей. Признавая известную ограниченность творческих устремлений названных мастеров, нельзя не оценить той вдохновенной любви к природе, которая позволила им как бы заново открыть красоту незначительных, но за душу хватающих русских мотивов в пейзаже.— ученик , и этим определяется его особое место в ряду других мастеров «Союза». Традиции учителя сказывались не только в чисто живописной концепции его пейзажей: поисках активно звучащего цветового пятна, глубоких полутонов, валера и света. Ярче всего они проявились в обостренном чутье мотива, рождающего определенное настроение. От Левитана, а может быть, и от других своих учителей — и — воспринял Жуковский то сильно развитое «картинное» видение, которое позволяло ему всегда сохранять внутреннюю гармонию образа.
Вместе с тем это видение органически сочеталось у художника с принятым в те годы этюдным методом работы с натуры. В отличие от
не сочинял своих пейзажей, но писал их непосредственно в холст, как писали многие его товарищи по «Союзу».Более того, в понимании законов сложения образа он исходил подчас не из «сжатого и цельного синтеза» позднего
, но апеллировал скорее к зрелому периоду в творчестве своего учителя. «Изображения полузаброшенных усадеб были шагом назад по сравнению с тем опрощением сюжета, которое было достигнуто в поздних пейзажах Левитана»,— замечает А. Федоров-Давыдов.Стирание граней между пейзажем и жанром, наметившееся еще в искусстве
и продолженное его учениками , и многими другими московскими мастерами, привело к развитию чисто сюжетной основы в интерьерах и пейзажах .Отсюда и особенности творческого метода художника, занявшего как бы срединное положение между учителями и сверстниками. Правда, и само дарование
было иным, чем, например, у или . Там, где Виноградов доверялся лишь собственной интуиции, Жуковский основывался на продиктованной опытом логике. Он заставил себя пройти серьезную школу; свободно владел самой азбукой природы, имел редчайший композиционный дар, и это позволяло ему постоянно совершенствовать изобразительные приемы. Однако искания Жуковского были и глубже и поэтичнее, чем просто поиски совершенной формы. В ней он стремился выразить главное — свою любовь к природе.родился 13 мая 1873 года на Гродненской земле, близ села Ендроховице Волоколамского уезда, в имении Старая Воля. Жуковские поселились в этих местах после событий 1863 года, когда родовое гнездо в Польше было разорено. За участие в польском восстании двое сыновей деда были сосланы в Сибирь, а младший Юлиан потерял все свое состояние и все права, связанные с дворянством. Он не мог больше иметь недвижимое имущество и жить на родине. В Старой Воле он арендует просторный дом со службами и большим садом. Семья живет патриархально и очень замкнуто. Мать художника, урожденная Мария Вержбицкая, получила блестящее по тем временам образование во Франции и, уехав с мужем в изгнание, целиком посвятила себя детям. Она учила Болеслава, Стефанию и Станислава иностранным языкам и музыке, всячески поощряла их занятия рисованием. Отец же — всегда суровый и замкнутый, замечал одного только Болеслава и на него одного возлагал надежды. Ко всем остальным относился сухо, почти враждебно. Он и слышать не хотел о том, чтобы младший сын стал художником. «Маляж» — разве это профессия для дворянина?».
Непокорного сына часто наказывал, отсылал к пастухам в деревню. Сложные отношения с отцом угнетали, но пастушьи обязанности послужили, в конечном счете, на пользу будущему художнику. Вырвавшись из дома, он жадно приглядывался и прислушивался ко всему окружающему. С рассвета до позднего вечера бродил он со стадом по окрестным лугам. Каждый день перед ним — новые места, новое небо, новые краски. Не отсюда ли такая всепоглощающая любовь к природе, которая живым началом питала искусство
.