Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич
Осенью 1880 года Станислав с отцом едет в Варшаву. Его определили в прогимназию Логовского, но пробыл он там очень недолго. То ли нежелание покориться воле отца, то ли все возрастающий интерес к искусству мешали ему сосредоточиться на занятиях, но успевал он плохо. Вскоре его перевели в реальное училище в Белосток, где учился его старший брат. Годы, проведенные в училище, не оставили сколько-нибудь заметного следа в жизни художника. Но знакомство с
сыграло решающую роль в судьбе . Южанин стал первым его учителем, первым наставником в искусстве и верным другом. Окончив в свое время московское Строгановское училище, он преподавал рисунок в провинциальных школах, вкладывая много тепла и чувства в любимое дело. Выполненные под руководством Южанща рисунки, наброски, пейзажи художник хранил всю жизнь — с них началось его приобщение к миру прекрасного, радость познания окружающего. После смерти матери навсегда порвались связи с родным домом. Уехал в Петербург старщий брат, и Южанин стал единственным человеком, близким Жуковскому. По его настоянию осенью 1892 года Жуковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал москвичом.Склонность к пейзажу, определившую всю дальнейшую судьбу художника,
ощутил, по-видимому, очень рано. Сказывалась она не только в первых его работах, посвященных природе, она проявилась, главным образом, в выборе школы, где ему предстояло учиться. Ведь не поехал же он в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, а предпочел Москву и Училище живописи, где выпускникам не присваивали высших наград — больших золотых медалей и пенсионерских поездок в Италию. Зато Москва имела свои преимущества, свои традиции — традиции русской пейзажной школы. Правда, в те годы училище переживало трудную пору. Одного за другим оно теряло столпов передвижничества, на которых держались его демократические основы, а из совета Московского художественного общества (высшего руководства школой) вышел П. Третьяков. Значение Третьякова в общекультурной жизни Москвы и в делах училища было огромно. Только вовремя обновленный состав преподавателей, куда вошли ведущие московские мастера , , , , С. Коровин, а чуть позднее ,и , направил систему преподавания в нужное русло.О поре ученичества
вспоминал с большой теплотой. Получив положенные по уставу первые номера за работы в оригинальном и головном классах, он перешел к в фигурный класс. Поправляя работы, Пастернак непременно обращал внимание учеников на достижения своих любимых художников. То он приводил в пример произведения Рубенса, разъясняя живописное содержание того или иного холста то приносил репродукции с картин Рембрандта раскрывая внутренний смысл его цветовых гар моний. Очень скупые замечания делал Архипов у которого Жуковский работал в следующем, на турном классе. Затаив дыхание, все следили за тем, как он показывал на холсте непонятые кем-нибудь из учеников главные пластические связи фигуры.Интересно проходили занятия у
— виртуозного мастера многофигурной композиции Он, по собственному его выражению, придерживался «честного и святого направления» передвижников и требовал от учеников высокой гражданственности в оценке явлений жизни.По утрам обычно писали натурщиков в мастерской
, затем, наскоро перекусив у Моисеича, приносившего в корзинах еду на продажу и кормившего в долг, шли на общеобразовательные занятия. Обедали все вместе где-нибудь в дешевой кухмистерской и к пяти возвращались на вечерний рисунок. Близкое общение с корифеями Товарищества передвижных художественных выставок и с , который вел в училище высшие мастерские портрета и жанра, не прошло, да и не могло пройти бесследно для такого чуткого и восприимчивого художника, как . Однако пейзажист формировался в нем под непосредственным влиянием и , — Поленова не учителя, а художника, с именем которого связана целая эпоха в русском искусстве. До прихода в училище Левитана Жуковский учился у одной только природы, но это изучение исходило из уже утвердившихся основ поленовской школы. Один из первых его пейзажей «Начало весны» относится к 1894 году. Влияние Поленова чувствуется здесь в прозрачности и чистоте красок, в пластической четкости изображения. Оно в том, как гармонично и ясно организована композиция уравновешенного по массам холста, как положена плоскость земли в пространстве, как закреплены уходящие в глубину планы. Это умение работать и привычка не торопиться, когда речь идет о кропотливом изучении традиций, о познании основных законов сложения образа, очень характерны для молодого Жуковского. Да и позднее, уже учась у Левитана, мастера, с которым он находил больше всего точек соприкосновения, он словно бы сдерживал свои возможности, заставляя современников только догадываться о таящихся в нем силах, чтобы, накопив необходимый профессиональный опыт, разом раскрыться во всем обаянии и блеске недюжинного таланта.