Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №3

Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич

Счастливой  была творческая судьба художника. С самого начала он не знал неудач и горьких разочарований. Редко встретишь такое сочетание первоклассных педагогов и такое талантливое окружение сверстников. И сама художественная атмосфера тогдашней Москвы немало способствовала гармоничному развитию  индивидуальности Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... В те годы конкурсы, выставки открывались одна за другой: передвижные, московского Товарищества художников, Общества любителей художеств, ученические... После нескольких удачных дебютов на выставках в училище Жуковский в 1896 году послал передвижникам свой пейзаж «Утро». Послал с опаской — ведь жюри настороженно относилось к произведениям К. Коровина Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"..., отклоняло работы С. Виноградова Виноградов Сергей Арсеньевич Виноградов Сергей Арсеньевич [1869—1938] Русский художник, живописец. Действительный Член Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств (1916). С 1880 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями были В.Е. Маковский, В.Д. Поленов и И.М. Прянишников. В 1889..., Е. Поленовой и многих других уже сложившихся художников. Но успех превзошел все ожидания.   Не   только   зрители, сами педагоги училища с интересом останавливались перед картиной ученика фигурного класса. Представленные на конкурс Общества любителей художеств пейзажи «Май», «Осенней ночью» и «Апрельский вечерЖуковский С. Ю. Апрельский вечер ( Весна. Вечер )Апрельский вечер ( Весна. Вечер ). 1898Холст, масло, 67 x 127Челябинская областная картинная галерея»   принесли Жуковскому две премии. Успех пришел рано, но это только возбуждало энергию художника,   утраивало силы, заставляло работать...

На экзамене 1897 года Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... получил сразу две малые серебряные медали за этюд и рисунок. Наступило время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам. И тут снова событие — женитьба на одной из учениц училища Александре Александровне Игнатьевой. Жуковские поселились в двухкомнатной меблированной квартире на Вокзальной (ныне Комсомольской) площади. Жизнь пошла своим чередом.

Осенью 1898 года в училище пришел Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., и для Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... наступила пора самого напряженного и самого счастливого ученичества. Новый профессор — прославленный русский мастер, и новая мастерская вызвали всеобщее любопытство. «Некоторые ученики заспорили: нужно ли учиться пейзажу?! Я пошел (в профессора.—Я. С.) потому, что чувствую, что учить пейзажиста можно и должно», — объяснял Левитан. В классах стояли натурщики, одетые «под крестьян» или «под мастеровых», так о Левитане-учителе рассказывала Н. Ф. Енгалычева, в мастерскую же Левитана принесли живые деревья в кадках, пахнущие лесом папоротники, дерн и мох. Красноватая занавеска в угловом окне создавала на просвет иллюзию вечерней зари. Следующая же за этой постановка показалась ошеломляющей по новизне живописных задач. Весь асфальтовый пол в мастерской был уставлен керамическими горшками с цветущими бело-розовыми азалиями. Роскошные цветы, красиво освещенные из боковых окон, рождали какую-то небывалую феерию красок...   «Цветы  жили,   отцветали,  зацветали вновь — это давало новые комбинации для композиции этюда. Нужно было,  заканчивая постепенно, обобщать сразу целые  куски,  не  возвращаясь много раз к одному месту. Это приучало к внимательному и  четкому   письму   и наблюдению. На яркой краске цветов, иногда более яркой, чем чистая краска, мы учились превращать сырую   краску в живописный образ цветка», — вспоминает один из учеников Левитана Б. Липкин. Левитан был слишком большим художником, чтобы вызывать к себе одно лишь любопытство. Очень скоро не только ученики, но и окончившие курс наук конкуренты на большую серебряную медаль жадно потянулись к нему, искали с ним встреч, спрашивали его совета. Каждый час, проведенный с Левитаном, развивал и многому учил молодого Жуковского. Обсуждали ли они пейзажи Н. Дубовского, Е. Волкова Волков Ефим Ефимович Волков Ефим Ефимович [1844—1920] Известный русский живописец. Пейзажист. Вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1867 года. В 1870 году присвоено звание неклассного художника живописи пейзажной. С 1895 года — действительный член Императорской Академии Художеств. В 1899...А. Киселев Киселев Александр Александрович Киселев Александр Александрович [1838—1911] Русский художник-пейзажист. Живописец. С 1861 по 1865 год учился в Петербургской АХ, в 1864 получил звание классного художника 3-ей степени. С 1865 жил в Харькове, с начала 1870-х – Москве, впоследствии переехал в Петербург. Член ТПХВ с 1876. В 1890... или вместе с В. Бялыницким-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... шли в мастерскую в Трехсвятительский переулок, чтобы набраться «левитановского духа» перед участием на выставках Товарищества, записывали ли палитру Поленова,  продиктованную  Левитаном,   считавшим, что современный пейзажист уже не может обходиться теми «изобразительными средствами и той скупой палитрой», которой пользовались старые мастера и художники начала XIX столетия, или писали этюды в деревне — все это была серьезная школа. Примечательно, что никто из учеников не старался подражать Левитану. Он помогал начинающим живописцам найти самих себя, обрести свою, глубоко  индивидуальную   манеру видения и понимания природы. «Тогда выдвигался большой пейзажист С. Ю. Жуковский, еще учившийся в училище, — пишет Я. Д. Минченков, — Левитан изучал каждый его этюд на выставке, расспрашивал, сколько времени он писал их, и от многих приходил в восторг». К немалой радости Жуковского один из его пейзажей постоянно висел в мастерской учителя.

«Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо, — говорил Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., — все отдельно, а вместе, в целом это не звучит». Не отсюда ли родилась привычка Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... быстро  фиксировать  на  небольших картонах основные живописные отношения земли и неба — то самое главное в пейзаже, что создает единство его звучания? Широко применял Жуковский и систему левитановских лессировок,  которые тот советовал класть на белые или цветные подмалевки, рассказывал Б. Липкин. Занятия с Левитаном, придававшим большое значение и манере наложения мазка и знанию самой живописной «кухни», позволили Жуковскому добиться со временем высокой культуры письма и большой смелости в обращении с краской.

Много говорили о задачах картины — того краеугольного камня, вокруг которого то и дело возникали горячие споры. Отрицая традиционную «картинность», Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... призывал к простоте мотива, но учил создавать пейзажную картину на основе суммированных зрительных впечатлений от непосредственно увиденной природы. «Картина, это что такое? — говорил Левитан, — это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место».