Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич
Для
тема усадьбы имела свою притягательную силу. Что-то касающееся его самого, его далекого детства и воспоминаний о доме, где он родился, заставляло художника вновь и вновь обращаться к излюбленным и неисчерпанным до конца мотивам. Жуковского недаром называли певцом усадьбы — в его искусстве существо образа раскрывалось полнее и ярче, чем в искусстве большинства его современников. Он с такой подкупающей искренностью любовался самыми незначительными мелочами, как любуются только тем, что безвозвратно уходит.Удачно найденный изобразительный прием в «Осеннем вечереОсенний вечер. 1905Холст, масло, 75,2 x 115Государственная Третьяковская галерея» позволяет художнику найти живой контакт со зрителем, заставить его как бы «подняться» по крутой тропинке из погруженной в вечерний сумрак низины на бугор, за которым полыхает яркий закат. Внутренний смысл картины заключен в столкновении, в драматическом контрасте света и тени. Уже выбранная точка зрения усиливает динамичность пластического мотива, рождающего ощущения какого-то беспокойства, неясного ожидания. Тревожное настроение в подвижных силуэтах обнаженных деревьев, написанных против света и четко вырисовывающихся на фоне закатного неба, в пугающих красноватых отсветах на окнах дома, неустойчиво примостившегося на скате бугра, в резком сопоставлении едва различимых красок переднего плана с неверным светом зари. Здесь все: и деревья, и дом, и небо, враждебные друг другу и одновременно связанные друг с другом незримыми нитями — обретает одушевленность живых существ. Осенняя неуютность природы вторит холодному безлюдью дома, и в его одиночестве есть что-то от чисто человеческих переживаний и чувств. Такое своеобразное «одушевление» старой усадьбы очень характерно для творчества . Усадебный дом никогда не служит у художника лишь цветовой доминантой холста, как это бывало у , где человеческое жилье только дополняло пейзажный мотив, внося в поэтически показанную жизнь природы оттенок интимности и уюта. Жуковский наделяет близ кие ему образы романтикой чувств, своим на строением. Оно звучит настороженно в «Осеннем вечереОсенний вечер. 1905Холст, масло, 75,2 x 115Государственная Третьяковская галерея» (1905) и «Лунной ночиЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» (1899), но ра достно и светло в «Белом домеБелый дом. 1906Холст, масло, 66 x 87Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина» (1906) и «В старой аллееВ старой аллее. 1913Холст, масло, 81 x 113Частное собрание» (1914).
Чаще же всего в тишине зарастающих парков виднеются темные окна особняков, покинутых человеком и живущих затаенной жизнью.
Прием контражура очень полюбился художнику, и он неоднократно использует его возможности, добиваясь большой остроты в передаче состояния ранней весны, или осени. Активно звучащее настроение присуще и многим другим пейзажам Старая деревняСтарая деревня (Печальная русская деревня). 1908Холст, масло, 71 x 98Тульский областной художественный музей» и «Владимирка». В тесном пространстве «Старой деревни», прижавшись друг к другу, словно озябшие люди, стоят бедные избы. Между ними — церковка деревянная старой архитектуры... В угловатом абрисе крыш, в рисунке покосившихся плетней, в движении облаков на сером осеннем небе скры то острое щемящее чувство. Оно заметно усиливается, по мере того как зритель начинает разглядывать и эту размытую непогодой дорогу с холодными лужами и весь убогий крестьянский пейзаж. В трактовке образа усматриваются чисто передвижнические традиции, шдаама манера исполнения и пластика живописи напряженная, напористая. Рельефно положенные мазки создают богатую по фактуре поверхность, и холст выглядит динамичным, наполненным. Обостренный изобразительный ритм окрашивает «Владимирку» иными, чем у Левитана, оттенками настроения. Сильно и темпераментно написано осеннее небо в этюде Жуковского. Оно тяжело нависло над плоской равниной и взбудоражено клубящимися облаками. Это создает скорее всего тревожное чувство, тогда как в левитановском истолковании мотива было Дольше «философского размышления, больше раздумья, связанного с судьбами простого народа», и самый сюжет был развит шире.
, которые исполнены в 1908 году: «После успешной «пробы сил» наступает зрелая и наиболее плодотворная пора в творчестве
. Одно за другим он создает лучшие свои произведения, с необыкновенной щедростью раскрывая тайники своей поэтической и широкой души. Сюжеты всех этих полотен по-прежнему незатейливы и камерны по мотиву, но в них обнаруживается стремление к внутренней целостности и гармонии образа. Это сказывается не столько в обобщении зрительных впечатлений, сколько в углубленном, чисто эмоциональном существе образа. Никогда еще живопись Жуковского не была такой содержательной, такой осязаемой по выраженным в ней переживаниям художника. В каждом ударе кисти — сила, свобода, порыв. Даже лирические по настроению пейзажи написаны звучно и темпераментно, живописная плоть их пронизана трепетом жизни, с ее неповторимыми красками и звуками.Прошедшее восьмилетие, за которое ПлотиныПлотина. 1909Картон, темпера, акварель, 73,5 x 98Костромской государственный объединенный художественный музей» (1909), ставшей этапной в искусстве художника. Весенний ритм пейзажа воспринимается сразу. Вместе с тем каждая его деталь требует внимательного разглядывания, ибо в том, как мирно жуют овес рыжеватые лошади, написанные на фоне белого снега, как пригрелся на солнце деревянный домик у мельницы, как золотится в теплых лучах земля, вызывая свечение контрастных голубоватых теней, — заключен целый мир. Развернутое в ширину пространство холста позволяет как бы «продлить» пейзаж, увидеть то, что не вместилось в отдельном кусочке. Но кулисное расположение построек и группа деревьев у горизонта замыкают это пространство, в «тесных» пределах которого Жуковский организует пластически цельное, компактное изображение. Эмоциональное содержание «Плотины» намного богаче и глубже по сравнению с предыдущими пейзажами. Оно несет в себе различные интонации, гармонично слитые в одно общее настроение. Подвижность легких облаков, мелькание темных пятен земли и светлых — снега, зыбкость расплывающегося отражения в озерной воде и движение цвета, впервые так блестяще разработанного по тоновым отношениям: это быстро меняющийся, динамичный пульс весны. Но все нечеткие очертания, все неустойчивые формы и линии заключены в определенный объем уравновешенной по массам пластической композиции. Отсюда — чувство глубокой умиротворенности, тишины и покоя.
вырос в большого мастера, закономерно подводило его к созданию «