Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич
Пейзаж написан непосредственно с натуры — в этом убеждаешься с первого взгляда, и с первого взгляда познаешь всю силу поэтического преображения натуры, послужившей исходным началом в сложении образа. Передавая с поразительной точностью старый дом и кряжистые деревья,
силой своей фантазии, натолкнувшей его на воплощение внезапно рожденного образа, одухотворил непримечательный сюжет, отчего перечисление всех кружевных бликов, ярких солнечных пятен и теней, лежащих на стене, на земле и деревьях, становится художественно оправданным, закономерным, необходимым. Интерес этой работы не только в смелости выбранного решения или в исполнительском блеске. Он в том, что удалось выразить художнику, сплетая в некоем неразрывном единстве реально существующую и одновременно вымышленную феерию света. Правда жизни претворяется в правду и красоту искусства и последнее определяет эстетическую ценность произведений художника.В те годы «свое» восприятие, «своя» поэзия чувств, исключающая пассивное отношение к природе и вместе с тем удерживающая художника в рамках живой реальности, звучат в искусстве
как откровение. Выражение этих чувств еще просто и искренне, еще не выливается в привычную и заученную манеру.Художник любил компактное, пластически «тесное» изображение, где подробно разработанный задний план красиво сочетается с динамично решенным пространством переднего. Нередко он усиливает звучание живописных пятен, но свободное владение тоном позволяет ему сохранить общую живописную гармонию. Света он пишет обычно очень пастозно, выдавливая краску из тюбика прямо на холст и для получения более плотной фактуры прижимает ее в отдельных местах мастихином. Затененные же куски всегда прописаны менее выпукло, более мягко, хотя и плотно. Палитра
становится многоцветной и звучной, а сама манера письма более темпераментной. Реальное ощущение формы никогда не изменяет художнику, даже если он излишне увлекается широтой исполнения. Он блестяще умеет передать материальность предметов, любовно изучает изобразительный характер всего того, что слагает картину. Теперь Жуковский часто работает в смешанной технике, присоединяя к маслу темперу, акварель и гуашь. Варьирует их соседство, и, решаясь на самые смелые пробы, всегда выходит победителем.В богатом наследии
есть еще серия полотен — усадебных интерьеров, без которых невозможно себе представить творчество этого мастера.Интерес к изображению интерьеров в русском искусстве конца XIX — начала XX столетия был обусловлен многими историческими причинами.
Овладение методом пленэрной живописи необыкновенно расширило изобразительные возможности пейзажа, и он активно вторгается во все ранние «непейзажные» сюжеты. В результате стираются грани между отдельными жанрами, меняя специфику бытовой картины, портрета и интерьера. Надолго «забытый» предшественниками
интерьер вновь начинает привлекать внимание современных художников. Равно как и пейзаж, он был областью применения живописных исканий эпохи — увлечения передачей пространства, яркого света и воздуха. В свою очередь, интерьер оказал заметное влияние на многие другие виды изобразительного искусства. Уступая общей тенденции к декоративизму, он обеспечил закономерность теперь уже чисто «натюрмортного» истолкования отдельных явлений. Не было ни одной выставки «Союза русских художников», где рядом с многочисленными пейзажами не висели бы интерьеры Жуковского, , , или . Каждый из них по-своему понимал и использовал особенности этого жанра. Если Петровичей находил красоту в музейной тишине богатых апартаментов старых подмосковных имений, то Виноградов писал анфилады уютных комнат, в открытые окна которых вливался солнечный свет и воздух; Средина занимали эффекты освещения и уходящего в глубину пространства; Коровина — живописное преображение поэтически понятой реальной натуры. В искусстве Жуковского переплетались и взаимодействовали многие из этих тенденций.Очень различные по содержанию интерьеры Первые предвестники весныПервые предвестники весны. 1910Картон, темпера, акварель, гуашь, 74 x 103,5Государственный Русский музей» (1910) окрашены всепоглощающей радостью бытия, лирическими переживаниями самого художника.
богаты оттенками настроения, выраженными в них чисто личными ассоциациями и воспоминаниями. Так, поэтические вариации одной и той же темы «Окно» (1909) и «Сопоставление голубовато-фиолетовых подснежников на подоконнике с еще по-зимнему холодным пейзажем — не только удачно найденный изобразительный прием, ставший своего рода открытием для
. Недаром он бесконечно варьирует и повторяет полюбившийся мотив, но никогда больше он не сумеет добиться такой удивительной чистоты звучания каждого цветового пятна, каждой линии, в которых нашло выражение все то одухотворенное и трепетное, что связано с весенним пробуждением природы. В обоих произведениях тонко угадана неповторимая и единственно возможная гармония контрастов, которая одна только и может раскрыть существо образа.