Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №15

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

В начале шестидесятых годов Академия находилась в состоянии глубокого кризиса. Ее догматически отвлеченные установки все более шли вразрез с общей исторически обусловленной тенденцией развития русского искусства по пути реализма. Прививая ученикам необходимые навыки в области рисунка, основ живописной техники, она в то же время не обеспечивала условий для подлинного развития учащихся. Узнав о происшедшем в ноябре 1863 года “бунте четырнадцати” — смелом выступлении академической молодежи в защиту свободы творчества — и о созданной ими петербургской Артели художников, Шишкин радостно писал: “Айда молодцы, честь и слава им. Сних начинается положительно новая эра в нашем искусстве. Какова закуска этим дряхлым кормчим искусства [. . .] Еще сто и сто раз скажешь: молодцы. Браво!!!!!! Браво!”

В последние месяцы пребывания за границей художник по заказу Н. Д. Быкова написал картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865). По возвращении на родину она принесла ему звание академика и наряду с пейзажем “Тевтобургский лес” явилась наиболее значительным произведением периода пенсионерства.

В картине “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” сюжет строится на романтическом эффекте грозовой тучи, сквозь которую пробивается косой солнечный луч, озаряя задний план с цепью холмов. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную заниматель-

ность. Развернутая повествовательность, высветление переднего плана, способствующее впечатлению широкой пространственности, заметно отличают это произведение от других заграничных работ художника. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения. Но можно ли рассматривать данный пейзаж “как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма”, как полагает один из исследователей творчества художника? Точнее, пожалуй, считать эту картину завершающей ранний этап деятельности Шишкина — этап затянувшегося ученичества. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Создать же наполненное иным содержанием, утверждающее иные творческие позиции, новый подход к художественному образу, короче — истинно оригинальное произведение Шишкин мог только на родине, в окружении родной природы и в обстановке широкого демократического подъема, охватившего прогрессивные круги общества.

Во время пребывания за границей Шишкин возобновил занятия литографией и офортом, но особенно много трудился над рисунками пером. Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлении и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Виртуозно исполненные миниатюрными бисерными штрихами перовые рисунки Шишкина представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой. А измельченность штрихов, обусловленная детальностью изображения, аккуратное расположение их на листе, исключительная выработанность приемов создавали у многих впечатление гравюры. Показанные в феврале-марте 1865 года на постоянной выставке в Дюссельдорфе, рисунки вызвали многочисленные восторженные отклики. В журнале “Бй88е1-ёоггег Ап2е1§ег” писали в то время об искреннем восхищении, с которым они были приняты в кругах дюссельдорфских художников. “Эти произведения столь красиво и чудесно сделаны, — отмечал рецензент, — с таким тонким пониманием настроения и цвета, что их в известной степени можно назвать написанными пером [. . .] Господин Шульте купил рисунок с буками, и это обстоятельство радует нас, потому что мы теперь будем уверены в будущей возможности еще неоднократно насладиться этим прекрасным произведением искусства .