Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №17

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

В картине 1867 года “В церковной ограде. Валаам”, явившейся прекрасным образцом достигнутого Шишкиным к этому времени мастерства, все изображенное строго соответствует натуре, но в ее композиции тем не менее продолжает ощущаться некая эффектная картинность. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф.А.Васильевым. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Сравнение пейзажа Шишкина с созданной одновременно аналогичной картиной Васильева позволяет сделать интересные выводы о начинающем проявляться уже здесь различии живописных систем обоих художников при общности основной реалистической направленности их творчества.

В отличие от Шишкина, стремившегося к предельно точному, основанному на строгом рисунке воспроизведению натуры, в работе его юного ученика, несмотря на явную связанность методом учителя, появляются некоторая мягкость, живописность, известная свобода в интерпретации конкретного вида. То же самое можно отметить, если сопоставить “Пейзаж с охотником. Остров Валаам” (1867) Шишкина с аналогичной картиной Васильева, известной, к сожалению, лишь по фотографии. Рядом с этими пейзажами особенно наглядна надуманность слащавого по колориту пейзажа друга Шишкина П.П.Джогина “На Валааме” (1865), в котором нашло отражение характерное для того времени развитие академического романтизма в сторону салонности.

Произведения, созданные Шишкиным в первые годы по возвращении из-за границы, делятся как бы на две группы. В одной из них заметен своеобразный композиционный шаблон. Другая линия отличается большей натурностью пейзажного образа — такова была общая тенденция развития русского демократического пейзажа того времени.

Во второй половине шестидесятых годов на путь реалистического изображения родной природы уже смело вступили А. К. Саврасов, М. К. Клодт, Л. Л. Каменев. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. В этом плане заслуживает особого внимания картина “Рубка леса” (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Здесь налицо подступы художника к решению главной в его творчестве темы многообразной жизни русских хвойных лесов, стремление приблизиться в самом методе работы к познанию природы “ученым образом” — программа, намеченная на будущее. Произведение отличают подробная, даже излишне скрупулезная детализация, вызванная желанием досконально рассказать обо всем увиденном; тщательный рисунок, выявляющий со всей четкостью формы предметов. Характерные черты творчества Шишкина здесь впервые так четко обозначились в трезвой простоте трактовки мотива, в ощущении безусловной достоверности изображенного. Но и в этом пейзаже еще дают себя знать некоторые условности академической школы: они и в нарочитой замкнутости пространства, и в восприятии объемно-пластической формы, и в локальности цвета. Сохранившийся этюд дает представление о методе построения картины.

Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса”, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье” (1869). Она ознаменовала новую ступень в творческом развитии этого тонко восприимчивого, одаренного, со своим лица не общим выражением” художника, достигшего подлинной зрелости уже в шестидесятые годы. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины “Рубка леса” и Вид из окрестностей села Поречье” сходны по своей идейной сущности. И там и тут обстоятельное повествование с включением множества подробностей, натур-ность изображения. Однако, если Шишкин увлечен и захвачен равноценными для него в конечном счете деталями, любовно им воспроизводимыми, из суммы которых как бы складывается общее впечатление, то Каменев подчиняет их целому. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада. Сопоставление обоих произведений дает почувствовать явственно ощущаемое различие манер — суховатой, графической в основе у Шишкина и мягкой, весьма свободной, лишенной дробности у Каменева, сумевшего создать обобщенный образ природы. Шишкин же был пока что на пути к этому.