Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №19

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

К началу семидесятых годов, как следствие бурного развития в России капиталистических отношений и новой волны революционно-освободительного движения, вся социальная жизнь в стране значительно осложнилась, и перед реалистическим искусством встали новые, более многообразные задачи. Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. Такова была основная тенденция развития передового демократического искусства — передвижничества. Шишкин становится одним из самых последовательных выразителей его позитивной программы, его идейно-художественных принципов в области пейзажа.

Уже первая передвижная выставка, состоявшаяся в 1871—1872 годах, поразила современников содержательностью и высоким уровнем исполнения представленных на ней работ. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. На ней экспонировалась прекрасная задушевно-лирическая картина А. К. Саврасова Грачи прилетели”. В том же году была создана близкая ей по духу “Оттепель” Ф.А.Васильева. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии” и “Лесная глушь”. Первое было написано под впечатлением елабужской природы, второе под Петербургом в лужских лесах. За Сосновый бор” он получил первую премию Общества поощрения художников, а за Лесную глушь” — звание профессора живописи от Академии художеств.

В картине “Сосновый бор” Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Прекрасно написаны стволы старых сосен, каждая имеет “свое лицо”, но в целом это единый мир природы, полный неиссякаемых жизненных сил. В картине все характерно для избранного сюжета и легко узнаваемо от самых общих форм до мельчайших деталей. Мы видим и высокие старые сосны и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Содержательность избранного мотива и точность натурных наблюдений представляются ему обязательными. Неторопливый подробный рассказ, но рассказ, полный значительности, обилие деталей наряду с выявлением характерного, простота и доступность художественного языка — таковы отличительные черты этого пейзажа, как и многих последующих работ Шишкина, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества. Художник воспринимает теперь лесную природу не только в многообразии ее растительных форм, но и в их органической взаимосвязи, дающей в совокупности цельный, живой и типический образ старого бора.

Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Обретенная в самой природе композиция сохраняется в законченном произведении, хотя и совершенствуется в плане расширения пространства, конкретизации мотива. И.Н. Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., в мастерской которого за неимением места Шишкин трудился над пейзажем, сообщал Ф.А.Васильеву: “Шишкин, оставаясь все-таки самим собою, до сих пор еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи . . . Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Всего лучше вода и вся правая сторона, и что удивительно — небо, действительно легкое и светлое небо, — словом, картина хорошая и производит впечатление здоровое. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Лучшей вещи он не писал”.

Начиная с этой картины перед нами предстает художник с очень четкой и ясной программой, суть и ценность которой заключались в утверждении положительного идеала — красоты и мощи родной природы. В отечественное искусство входила новая тема — тема леса как символа русской силы. И ставшее впоследствии характерным для Шишкина эпическое истолкование национальной природы фактически берет свое начало именно в этом произведении.