Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №21

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина “Ивы, освещенные солнцем”. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Неизменное преклонение художника перед красотой природы, уверенность в закономерности всех ее проявлений порождали тот правдивый и жизнеутверждающий облик, который мы находим и в данной картине. Пышные кроны озаренных солнцем деревьев, могучие стволы, обильная листва, густая трава — все свидетельствует о полноте жизненных сил, настраивает на радостное восприятие природы. Пейзаж отличают естественность почерпнутого в натуре композиционного построения, точность деталей, повествовательность. При этом графическое начало, как и во многих работах мастера той поры, явно берет верх над живописным.

Шишкина часто привлекают мотивы, позволяющие внимательно рассмотреть различные формы растительности, вникнуть в их сложное переплетение, почувствовать рельеф почвы. Естественная точка зрения на уровне человеческого глаза, с которой он преимущественно пишет, дает возможность легко обозреть картину в целом и в то же время познакомиться с деталями. Тщательно разрабатывая передний план, высветляя его и с точным расчетом строя перспективу, Шишкин начинает изображение как бы от зрителя, которого он таким образом словно вводит внутрь композиции. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, — одна из замечательных особенностей творчества художника. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Он суров, величествен, но доступен. Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы. В самой композиции, размещая по краям взаимоуравновешивающие группы деревьев, прибегая часто к фронтальным построениям, он подчеркивает эту устойчивость. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.

Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Ей художник всегда придавал важное значение, изучая свойства тех или иных красок, их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти. Он соблюдал и строгую последовательность работы над холстом, первым этапом которой был предварительный рисунок кистью, определяющий в основных чертах всю будущую картину. Ее Шишкин старался писать по возможности быстро, без переделок, но в случае их необходимости давал хорошо высыхать краскам. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.

Семидесятые годы — важный и плодотворный период в творчестве Шишкина. В течение этого десятилетия им был написан целый ряд значительных полотен, в которых весьма полно проявилась индивидуальность художника. Среди них своеобразный вариант картины “Лесная глушь” “Хвойный лес” (1873), “На покосе в дубовой роще”, камерный по настроению “Лесной ручей” (1874), живая и выразительная “Березовая роща” (1875), жанрово-повествовательный пейзаж “Пасека в лесу” (1876) и широкий, панорамный “Богатый лог” (1877). Подобные сюжеты типичны для творчества художника.

Более редки у Шишкина в это десятилетие мотивы, связанные с переходными состояниями природы. Мы видим их, например, в пейзаже “Сумерки. Заход солнца” (1874) и в картине “Первый снег” (1875). Запорошенная снегом, усеянная чернеющими пнями лесная прогалина, оголенные деревья, дальний лес в голубоватой дымке словно затихли в грустном ожидании приближающейся зимы. Пейзаж носит пространственный характер. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа.

Во многих произведениях Шишкина этого времени преобладают приглушенные тона и рассеянный свет, колорит становится сдержаннее, строже. Появляется стремление к обобщающей светотени, намечающей путь к подлинной тональности. Но основой творческого метода мастера остается рисунок, благодаря которому прежде всего выявляется форма предметов. По своему художественному языку его произведения характерны для раннего передвижничества.