Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №22

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Видимо, поэтому И.Н. Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., высоко ценивший талант художника, сожалел об отсутствии поэзии в его картинах. Тогда как Васильеву свойственна была восторженно-романтическая интерпретация природы, а произведения Саврасова отличали тонкий лиризм и мягкая поэтичность, в полотнах Шишкина, как ни у кого другого, явно выражено стремление к строго объективному воспроизведению природы, что не исключало глубоко прочувствованного ее восприятия, выражающегося в создании жизнеутверждающих образов. А. В. Прахов справедливо писал: “Он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждой морщиной на лице матери, он с сыновной преданностью, со всей суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии все, все до последней мелочи с умением истинно классическим”.

Любовное в сочетании с аналитическим отношение к натуре проявляется прежде всего в этюдной работе Шишкина. Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. Никакой приблизительности в изображении природы — такова основополагающая установка Шишкина. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу—в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. В общении с натурой углублялось его понимание природы, обогащалось мастерство, развивалось чувство цвета. “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, — делился Крамской с Васильевым, — по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает”.

К большим удачам художника относится исполненный в Туле этюд “Дубовый лесок в серый день” (1873). Он написан уверенно и свободно, в мягкой гармоничной гамме зеленых и коричневых тонов. Небо в белых облаках с яркими голубыми просветами красиво оттеняет густую, темную зелень листвы. Тщательно разработанный и верно взятый цвет в сочетании с естественным рисунком, безошибочно выявляющим все особенности натуры, способствует ощущению живой, материальной природы, охарактеризованной во всем ее своеобразии.

Природа для Шишкина — неиссякаемый источник познания. Желание проникнуть в ее сокровенную глубину, выявить то, мимо чего проходили многие художники, увлеченные внешней красотой форм, с особой силой сказывается в рисунках мастера. Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам. Разнообразнее становятся приемы изображения: от свободных линий и легких штрихов до довольно сложной светотеневой моделировки с применением растушки. Благодаря этому мы никогда не найдем у Шишкина встречающегося у многих художников-пейзажистов академического толка однообразия, своего рода штампа в изображении зелени, листвы и особенно деревьев.

Среди многочисленных рисунков той поры привлекает выразительностью композиционного и линейно-тонального решения, предельной конкретностью образа карандашный этюд “В лесу. Упавшее дерево”, помеченный 6 августа 1878 года. Глядя на этот рисунок, лишний раз убеждаешься в умении Шишкина найти гармонию, ритм там, где, на первый взгляд, все случайно и беспорядочно, и достичь исключительной завершенности в трактовке форм — в данном случае лежащего в лесной глуши дерева, сухого пня на переднем плане, старых елей в глубине и всевозможных трав, густо устилающих землю. Каждая линия, каждый росчерк карандаша бережно и точно выявляют натуру, и в то же время рисунок исполнен с такой свободой и легкостью, которые сродни творческому вдохновению.