Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №26

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж “Ручей в лесу (На косогоре)”. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Два больших ствола уравновешивают левую часть картины с правой, где у косогора, поросшего соснами, блестит, отражая небо, чистая вода ручья. Ритмичность в расположении прямоствольных сосен, ясность контуров, взаимоуравновешенность масс, вертикальный формат холста — все это придает картине коструктивную крепость, устойчивость. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Пейзаж отличает эпическая величавость, вместе с тем в нем ощущаются и мягкие, задушевные ноты. В живописном плане произведение еще далеко от пленэрности, однако цветовая гамма его естественна и гармонична. Если в передаче света в семидесятые годы Шишкин не сумел преодолеть академической условности, то в восьмидесятых он решительно идет по пути его завоевания, хотя испытывает при этом немалые трудности.

В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина “Дебри” (1881). Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. На всем словно лежит серый налет. Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. В этой картине, обнаруживая новое тональное понимание цвета, Шишкин передает в эпической форме скрытую жизнь глухого погруженного в тишину леса.

В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин “Среди долины ровныя . . .” Взяв за основу известное стихотворение А.Ф.Мерзлякова “Одиночество” (”Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах”), художник трансформирует его в мажорном плане. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Тени от облаков как бы скользят по земле, создавая ощущение подвижности и особенно подчеркивая ширь простора, играющего такую большую роль в раскрытии замысла. Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и словно царящего в ней могучего одинокого дуба. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения — отнюдь не рассудочная академическая схема. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Строгая рассчитанность композиции становится в произведениях Шишкина восьмидесятых годов все менее ощутимой, благодаря чему пейзажный образ приобретает необыкновенную жизненную правдивость.

Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Шишкин, по словам А. Т. Комаровой, считал, что первый план надо писать всевозможными способами и приемами, добиваться того, чтоб фактурное решение его было как можно более разнообразным, так как от этого сильнее выигрывает спокойная, широкая трактовка последующих, особенно задних планов. Устремляясь вперед, дорога уводит взгляд зрителя к светлой реке, холмам и чуть белеющей церкви и затем к смыкающемуся с горизонтом небу. “Среди долины ровныя . . .” — один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Затянутое грядой предгрозовых облаков небо, вздымающееся на его фоне дерево, неоглядные дали, спокойное чередование планов создают эпический образ природы.

В связи с этой картиной нельзя не остановиться на вопросе об элементах романтизма в творчестве Шишкина периода его высшего расцвета. Здесь налицо то возвышенное отношение к природе, ее одушевление, которое позволяет говорить о романтической приподнятости образа. Традиции позднеромантического искусства, с которыми Шишкин соприкоснулся в годы академической учебы, сказываются иногда в его художественной деятельности позднего времени (что особенно обнаружится в пейзаже “На севере диком”).

Картина “Среди долины ровныя ...” вызвала восторженные отзывы современников. “Перед этим холстом постоянная толпа”, — отмечает один из рецензентов одиннадцатой передвижной выставки.