Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №27

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины “Лесные дали” (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Взору открываются огромные массивы лесов. Если в предыдущей картине могучий дуб доминировал в композиции, то теперь одинокая сосна — лишь один из элементов, организующих пространство. Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком голубом озере, — вот то поэтическое начало, которое захватывает зрителя. Продолжая разрабатывать систему тональной живописи, Шишкин достигает в этом произведении удивительной колористической цельности.

Необычный по своей перспективе, по охвату грандиозного пространства, величественный панорамный пейзаж был новым словом в русской живописи, так же как в свое время оказались неординарными картины “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии”, “Леснаяглушь”, “Рожь”.

Интересно сопоставить “Лесные дали” с близким по теме полотном “Лесная даль в полдень”, исполненным в 1878 году М.К.Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Здесь нет того, что составляет главную суть образа — ощущения глубины. Художнику недостало умения передать далекую перспективу лесов, тающих, как у Шишкина, в голубоватой дымке. Нет здесь и шишкин-ского светящегося неба со сверкающими по контуру легкими облаками, с птицей, парящей над захватывающим дух простором. Нет, наконец, самого леса, превратившегося в глухую по цвету, неясную по очертаниям безвоздушную массу. Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины.

Творчество Шишкина развивалось не только по пути все большего обобщения, монументализации образов, но и по линии завоевания эмоционального, колористического, пленэрного начал. К этому призывал и Крамской, к высказываниям которого Шишкин прислушивался с особым вниманием. Высокие достижения богатого и разнообразного искусства восьмидесятых годов требовали совершенствования средств выражения. В связи с картиной Шишкина “Сосновый лес” (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящийв ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения35. В сущности то же самое имел в виду и основатель Киевской рисовальной школы Н. И. Му-рашко, который хотел увидеть в картине Шишкина “Полесье” больше света “с его игрою золотистой и с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов”36. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Создавая крупные картины, он продолжал интенсивно писать на натуре, все более настойчиво занимаясь проблемами цвета,света и воздуха.

Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд “Сосны, освещенные солнцем” (1886), исполненный под Сестрорецком. Активно используя рефлексы и цветные тени, Шишкин добивается непосредственности впечатления солнечного света при безусловной материальности и предметности изображения. Лиловатые прозрачные тени на золотящихся от солнца красноватых стройных стволах, на зеленой хвое кажутся подвижными. В самой богато нюансированной звучной цветовой гамме ощущаются воздух, окутывающий лесную поляну, теплота яркого летнего дня. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Поднятый до значимости подлинной картины, этот радостный по настроению этюд стал одним из лучших достижений Шишкина, свидетельствуя о высоком живописном мастерстве.