У истоков казанской графики. -0001. Автор: Е. Ключевская
Того же нельзя сказать о другой обильно иллюстрированной книге — «Казанской истории» Н. Баженова (Казань, 1849), девять гравюр которой награвированы Петром Францевичем Табуре, по словам самого Баженова, «ныне единственным в Казани гравером». Причина в том, что гравюры исполнены по рисункам разных художников, в отдельных случаях совмещены с политипажными украшениями, а порой и целиком заимствованы из других изданий. Это лишило образ книги необходимой цельности. Самое интересное в этом издании — иллюстрация па развороте «Казань», награвированная Табуре по рисунку, «снятому с натуры», как это удостоверяет подпись «живописцем, а вместе с тем в Казани единственным и искуснейшим ре-щиком из дерева — Евт. Смирновым, который при занятиях различными родами живописи в особенности приспособил кисть свою для ландшафтов, более снимаемых им с натуры»*. Сравнение ее с видовой гравюрой XVIII века напрашивается само собой — с такой тщательностью и точностью фиксирует художник панораму Казани с противоположного берега реки Казани ки. Выпадая из общего ансамбля книжного оформления, эта гравюра имеет вполне самостоятельное художественное значение, как бы завершая собой первый период в развитии искусства офорта, за которым следуют десятилетия перерыва и его возрождение в самом конце XIX века.
«Итак, хотя Казань ие есть отечество художников, но она, во-первых, не бедна явлениями истинного художества, а во-вторых, не говоря о качестве художников, богата количеством их» 4 — таково мнение современника эпохи. При этом видопись являлась ведущим жанром, захватившим не только эстамп, но и книжную и журнальную иллюстрацию. Видовая графика, как самостоятельное явление в художественной культуре первой половины XIX века, в казанской графике обрела черты своеобразия. Это выразилось в экзотических мотивах и сюжетах, в неповторимой художественной манере, трансформированной в сторону «наивного» реализма — ведь многие авторы нг были ни профессиональными худсж никами, ни профессиональными граверами. Уже в то времч определялся круг тем и сюжетов к -занской ггз вюры, со временем прев катившихся своего рода классические обращения к которым едва ли избегнул хоть один график, вплоть до наших дней. Это панорамный вид казанского кремля с запада, с противоположного берега реки Казанки, башня Сююмбеке и ряд других наиболее примечательных построек города, уникальные архитектурные памятники Великих Болгар. Характерное для всей видописи того времени ее сближение с элементами жанра в казанской гравюре также имело свои исключительные особенности. И эта исключительность вполне осознавалась в то время: «Мы живем между многими иноплеменными народами в древнем Татарском царстве, в виду бывшей древней Болгарской столицы. Татары, чуваши, черемисы, вотяки, зыряне окружают нас. Мы удобнее можем иметь касательно языка или словесности их сношения и из одного делать употребления».6 И «употребления» делались не только казанскими лингвистами, этнографами, географами, археологами, и историками, но и художниками в той же мере, тем более, что были случаи, когда они выступали в одном лице.
Е. КЛЮЧЕВСКАЯ
1 Червонная С. М. Искусство Татарии. М., 1987, с. 205.
1 Сведения о А. М. Ястребилове сообщены автору его потомком, московским художником-графиком Юлием Романовичем Бер-ковоким.
3 Н. В а ж е в о в. Казанская история.— Казань, 1849, о. 126.
4 Там ж е, с. 128.
5 Н. П. Загоскин. История Казанского университета.— Казань, 1904, с. 45.