«Мир искусства». 1972. Автор: Гусарова А.П.
Столь же фантастичны декорации Бакста к «Шехерезаде», поставленной на музыку Римского-Корсакова. Чувственно-пьянящая атмосфера восточной сказки раскрывается контрастным и вместе с тем гармоничным сопоставлением полыхающего красно-оранжевого и таинственно светящегося сине-зеленого цвета декорации. В соответствии с колоритом декорации Бакст, как и все художники «русских сезонов», определяет цветовое решение каждого костюма.
Замечательный колористический и декоративный дар Бакста в полную силу проявляется именно в театрально-декорационной живописи. Оформленный им спектакль — это чаще всего ослепительно пышное зрелище, своей красочностью подчас затмевающее актера как индивидуальность. В этом Бенуа упрекал также декорации Головина.
Эскизы костюмов Бакста — самоценные произведения искусства, поражающие смелостью и изысканностью цветовых созвучий, богатством фантазии и знанием стилей. Предназначенные почти всегда для определенного актера, они подсказывают характер лепки образа и стиль танца. Неисчерпаема изобретательность художника в выборе пластических поз, движений. Тела танцующих, оплетенные развевающимися тканями, прихотливо изгибаются на плоскости листа, подчиняются ей, заполняют ее подобно вычурному орнаменту, и, может быть, поэтому кажутся статичными, несмотря на вакхичность движений героев.
В отличие от живописной фантасмагоричности, зрелищности спектаклей Головина и Бакста, формы декораций Рериха обобщенны, скупы, архаизиро-ванны. С дикой пламенностью «Половецких плясок», поставленных Фокиным в «Князе Игоре», отлично ладит однообразный и мощный ритм округлых линий шатров и холмов. Медно-красный зловещий цвет вечернего неба, к которому тянутся вертикальные черные дымы костров, словно вбирает в себя накал страстей грозного племени.
Отдав дань своей любви к XVIII веку в изысканных стилизованных спектаклях «Павильон Армиды», «Сильфиды», Бенуа создает свое лучшее театральное произведение «Петрушку» (музыка Стравинского). Художник очень полно раскрывает эстетическое и моральное кредо, пластически воплощая свой собственный сюжет.
Он обращается к излюбленной форме — сочетанию в одном произведении двух планов: реалистически-бытового и фантастического. Как и в станковой графике, он использует рассказ об оживших неодушевленных предметах, в данном случае — куклах, для создания «общечеловеческой драмы».
Действие происходит на фоне Петербурга 1830—1840-х годов, масленичного гуляния, любимого Бенуа еще с детства. Балаганы с зазывалами, кучера, кормилицы, барыни, франты, купцы — пестрая толпа разнообразных типов. Этими сценами Бенуа, по его словам, создает памятник балаганам, ушедшим в прошлое. «Спектакль — улица» — называл он «Петрушку», воскрешая в нем народный русский праздник, народную жизнь.
На базарной площади в маленьком театре фокусник показывает танцующих кукол в рост человека. В следующих сценах куклы оживают, сохраняя при этом гротесковую кукольную угловатость движений. Соперничество Петрушки и Арапа из-за Балерины составляет сюжет кукольной драмы.
Бенуа характеризует главных героев Петрушку и Арапа, показывая каждого из них в собственной комнате, которая является одновременно миром их души. Черные стены комнаты Петрушки усеивают звезды. Сияет на них тонкий рог месяца. Портрет хозяина выглядит окном в другой мир, вызывает ассоциации с иконой. Маленькая изломанная мятущаяся фигурка Петрушки кажется затерянной в ночи, одинокой, беспомощной. Комната Арапа — пестрые джунгли, с пальмами, обезьянами, попугаями, змеями. Это беспощадный, необузданный и примитивный мир дикаря. В нем отражается то «бессмысленно-пленительное, мощно-мужественное и незаслуженно-торжествующее начало» 18, которое Бенуа считал сущностью Арапа.
Спектакль кончается смертью и воскрешением Петрушки. На глазах толпы, заполняющей площадь перед балаганами, Арап раскалывает голову соперника своим громадным зазубренным мечом. Безжизненная кукла валится на снег, но в этот момент над кукольным театром как ни в чем не бывало возникает живой Петрушка, бессмертный народный дух.
В образах емких и многозначных Бенуа сумел сказать обо всем, что волновало его самого и его современников. Конфликт Петрушки и Арапа — это конфликт личности и общества, искусства и быта, духовного и плотского начал жизни. Образ поэта (Петрушки) для Бенуа утрачивает свою аристократическую исключительность, надменность, в нем явственнее становятся черты отщепенца, изгоя, жертвы торжествующего мещанства (Арапа). В народной стихии поэт находит поддержку и спасение. В период создания «Петрушки» (1911) Бенуа увлечен народным искусством — лубком, народной игрушкой. И это влияет на эскизы декораций и костюмов спектакля.
У Бенуа эскизы — это прежде всего рабочие материалы. Они не претендуют на самостоятельное существование в качестве произведения графики, являются разработкой идеи, которая может найти свое истинное воплощение на сцене. Скромные, иногда суховатые, они не дают полного представления о театральных оформлениях Бенуа и не объясняют восторгов, расточавшихся в их адрес критикой. Их достоинства раскрываются на сцене.
Роль Бенуа в «русских сезонах» велика. В качестве художественного директора он принимает участие во всех спектаклях, выбирает и консультирует художников, утверждает их эскизы.
Успех дягилевских сезонов утвердил любовь художников «Мира искусства» к театру и определил дальнейшую судьбу многих из них. Бенуа, Добужинский, Бакст до конца жизни работают в области театрально-декорационной живописи, и именно эта сторона творчества делает их имена известными за рубежом.
Не только в театре, но и в области книжной графики «Мир искусства» играет революционную роль. Во второй половине XIX века была утрачена высокая культура украшения книги, которая существовала в Древней Руси и отчасти сохранилась в XVIII — начале XIX века.