Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

В своей книге «Пространство Эвклида» Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... передает слова П.П.Чистякова Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,...: «Не всем, видать, вдомек, что «предмет» от художника всего устремления требует, и что он и где он, — тогда только и — «рассказ» проявится полностью».

Из осознания органических недостатков импрессионизма Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... делает вывод, что уподобление натуре или максимальное приближение к ней в искусстве бессмысленно. Искусство должно давать «реальную окаменелость момента живее натуры».

Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... и Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... — каждый на свой лад — преображали реальное, искали в нем идеальное. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... силою искусства мечтает создать как бы новую реальность. Однако «сны» Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... это не «реальные сны» Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем..., тысячью нитей связанные с действительностью. Водкинские «фантазии» 1909—1914 годов во многом беспочвенны. К тому же в рассматриваемый период художник решал в значительной степени «лабораторные» задачи живописи.

Его искусство, обретя высокое профессиональное мастерство не обрело еще подлинного жизненного содержания. Сама по себе повышенная «предметность» изображения лишь подчеркивала утопичность его «снов», его «небылиц».

«Красный коньПетров-Водкин К. С. Купание красного коняКупание красного коня. 1912Холст, масло, 160 х 186Государственная Третьяковская галерея» 1912 года, по-видимому, был попыткой утвердить «вечные» национальные идеалы России. Он призван был символизировать самобытность ее исторического развития. Но этот символ — в преддверии первой мировой войны — в то время, когда Россия запуталась в клубке империалистических противоречий, был уже отвлеченным. И убежденность художника в формальном воплощении образа не могла уберечь его картины от иллюзорности содержания.

В своей творческой практике Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... нащупывает более плодотворный путь. Он обращается к старой и вечно новой теме материнства. Его мадонна оказывается русской босоногой крестьянкой («МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913», 1912—1913). Она сидит на траве среди родных полей. Голова ее наклонена, и, кажется, женщина прислушивается к себе. За спиной крестьянки — широкое, овеваемое вешними ветрами раздолье, плавно перетекающие формы холмов, лента реки, дымно-голубые дали.

В картине звучат главные, фресково определенные цвета: холодная зелень травы, ситцевая, как бы чуть застиранная синева реки, ярко-красный цвет юбки женщины, белый — распашонки малыша. Художник несомненно преображает и природу, и человека. Он не копирует жизнь и не подменяет ее вымыслом. Он создает песню о ней. И если такие картины, как «У моря» и «СонПетров-Водкин К. С. СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей», несли на себе печать общеевропейского искусства и были по сути своей вненациональными, то «МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913» — глубоко национальное произведение.

Поисками национального отмечена картина «Девушки на ВолгеПетров-Водкин К. С. Девушки на ВолгеДевушки на Волге. 1915Холст, масло, 96 х 120Государственная Третьяковская галерея» (1915). Используя силу чистых цветов, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., вероятно, хотел приблизить свое произведение к монументальным росписям, связать его с традициями древнерусского искусства. Правда, живопись «ДевушекПетров-Водкин К. С. Девушки на ВолгеДевушки на Волге. 1915Холст, масло, 96 х 120Государственная Третьяковская галерея» представляется значительно более условной, декоративно отвлеченной,
чем рисунок. Она кажется раскраской, несколько искусственным нарядом, тревожа яркостью густо-малиновых, красных, ультрамаринно-синих, розовых и желтых цветов.

Сам художник считал картину «Девушки на ВолгеПетров-Водкин К. С. Девушки на ВолгеДевушки на Волге. 1915Холст, масло, 96 х 120Государственная Третьяковская галерея» этапной для себя работой. Переживая катастрофу империалистической войны, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... чувствовал потребность расширить свою аудиторию, найти более прочную связь с народом. «Мы хотели жить, — вспоминал он впоследствии, — интересами больших периферийных масс, интересами огромного человеческого коллектива... В «Девушках на ВолгеПетров-Водкин К. С. Девушки на ВолгеДевушки на Волге. 1915Холст, масло, 96 х 120Государственная Третьяковская галерея» я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и который идет уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге».

И «МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913», и «Девушки на ВолгеПетров-Водкин К. С. Девушки на ВолгеДевушки на Волге. 1915Холст, масло, 96 х 120Государственная Третьяковская галерея» по-новому подводят его к теме Родины. В картине «ПолденьПетров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей» фигура женщины, кормящей ребенка и занимающей центральное место на полотне, почти дословная цитата из картины «МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913» (1912—1913).

Как будто бы художник взглянул на свою мадонну с большого расстояния и увидел жизнь, окружающую ее. Так, еще в 1917 году, в разгар империалистической войны, тему России Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... связал с темой трудового народа.

На его полотне из легкой молочной дымки возникает крестьянская Русь, нежно-бирюзовая, неохватимая взглядом земля. Ее поля и отлогие Холмы, ее перелески и реки с песчаными отмелями как бы увидены с птичьего полета. Их размеренное чередование открывает за далью даль. На этой земле живет и трудится народ. В картине «ПолденьПетров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей» нет единого «сквозного» сюжета. Она объединяет несколько внешне не связанных между собой действий и явлений. Перед нами развертывается вся жизнь крестьянина, в ее главнейших фазах — от рождения до смерти. То, что в жизни каждого человека совершается последовательно, в жизни целого народа как бы происходит параллельно. Для вечной земли разновременные события человеческого бытия — одновременны. 

И художник «видит» не отдельное село, а всю землю, которую населяет его народ. Вот почему он считает возможным отойти от внешнего правдбподобия. Показывая землю с птичьего полета, Петров-Водкин изображает людей с другой точки зрения, не «сверху», а «сбоку». Не связанные действием люди объединены не только своим масштабом, но и цветом. Это кумачовый цвет русских сарафанов и рубах, контрастно гармонирующий с нежной бирюзой земли. Это излюбленный цвет народа, освоившего бескрайнюю зеленую равнину.

Картина Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... с ее сочетанием чистых слегка приглушенных матовых красок могла бы стать монументальной фреской.

Тема России, развернутая в этом произведении, включает все основные темы творчества художника: любовь, материнство, смерть, быт человека, понятый, как бытие в мире.

«ПолденьПетров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей» — не устающий быть вечный полдень России — это уже «быль», пусть увиденная с дальнего расстояния, но быль, а не небылица.

„КАЧКА МИРОВОГО КОРАБЛЯ". ОВЛАДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ

Там, где Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... имел дело лишь с собственной фантазией, он мог не слишком заботиться о законах восприятия реального трехмерного мира. Мир грез не нуждался в координатах пространства и времени. Видения живописца могли быть застылыми, окаменело статичными. Таков «Красный коньПетров-Водкин К. С. Купание красного коняКупание красного коня. 1912Холст, масло, 160 х 186Государственная Третьяковская галерея», напоминающий эмблему. Эта картина, так же как и «ЮностьПетров-Водкин К. С. Юность (Поцелуй)Юность (Поцелуй). 1913» или «МальчикиПетров-Водкин К. С. Играющие мальчикиИграющие мальчики. 1911Холст, маслоГосударственный Русский музей», скорее рельефна, чем глубинна.

В период империалистической войны и особенно после Октябрьской революции «быль» все настойчивее опровергает «небылицы» художника. Уже не «сон», а «явь» требовательно стоят перед его творческим взором. И овладение реальной действительностью он начинает с овладения реальным пространством.

Еще мальчиком, глядя в мерцающее ночное небо, будущий художник спрашивал:

— А что такое звезды?

Ответы взрослых, в которых крупицы истины перемежались с выдумкой, не могли успокоить озадаченной души ребенка.

«Что такое мир? И что такое человек в мире?» Эти «детские» вопросы не оставляли художника на протяжении всей его жизни. Космические впечатления — так, кстати, называется одна из глав книги Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... «Хлыновск» — становились для него незабываемыми событиями. О солнечном затмении, о «звездном ливне», пережитых в детстве, он пишет как о душевных потрясениях. Причиной этого был не страх перед «карой небесной». Потрясало величие мироздания, чувство причастности к таинственно необъятной Вселенной. «По мере наблюдения (имеется в виду метеоритный «дождь» — Л.М.), в меня входила какая-то согласованность с окружающим, я, подобно матросу в бурю, начинал учитывать каждым мускулом качку этого мирового корабля...»