Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №6
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

Заглядывая правде в лицо, художник словно бы убоялся рассмотреть ее до конца; он изобразил смерть красивой. Погибая, юный прапорщик обретает ореол святости. Пелена еще не упала с глаз художника. Однако, возможно вопреки намерениям автора, объективный смысл картины в том, что, только погибая, человек перестает быть автоматом и вновь становится человеком. Поэтизация художником смерти на империалистической войне невольно ставит под сомнение смысл и цель самой войны.

В картине «Смерть комиссараПетров-Водкин К. С. Смерть комиссараСмерть комиссара. 1928Холст, масло, 196 x 248Государственный Русский музей» живописец не нуждается в подобной поэтизации. Признавая справедливость гражданской освободительной войны, о самой смерти он повествует прозаически сурово. Мы видим человека, грузно осевшего на землю. Тяжелеет, набухая смертной усталостью, его тело. Тяжелеют и словно бы становятся неповоротливыми ноги, обутые в солдатские сапоги. Правая рука еще сжимает винтовку. С помощью товарища он еще силится привстать. Его обнажившаяся голова поднята. Он пытается взглянуть в сторону уходящих в атаку товарищей. Но жизнь оставляет его. Кожа обтянула побелевшее лицо. Черты его напряженно обострились. Выступила голубизна чисто выбритого подбородка. На скуле появился костяной блеск...

Нет, смерть некрасива. Красива акварельно прозрачная земля, которую оставляет человек. Земля уходит в безмерную глубину пространства. Вдали — подробно различимы — «игрушечные» домики селения. За ними простор полей, река. Повисая в воздухе, облачка шрапнельных разрывов «отсчитывают» своим мгновенным бытием секунды человеческой жизни... Мир прекрасен и огромен. И тающая в синеве, круглящаяся холмами земля нигде не кончается. Она — часть планеты.

«Планетарное» видение, присущее художнику, приобретает в картине особый смысл. Бой идет не за населенный пункт. Бой идет за всю землю, ибо революция в России означает начало новой эры для всего человеческого мира.

Комиссар расстается с миром. Лицо его обращено к уходящим в бой товарищам, и, как бы следуя за его взглядом и глядя его глазами, художник видит фигуры бойцов странно накренившимися. Мир для умирающего перестает быть реальным. Подобно отколотой глыбе, он начинает медленно «отваливаться». И, как в замедленной киносъемке, «падают» фигуры красноармейцев.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... отходит от внешнего правдоподобия. Доискиваясь внутренней правды, он переживает смерть комиссара вместе с ним. И то, что испытывает герой, испытывает и сам художник. Именно поэтому ему удалось достичь в своей картине высоты подлинной трагедии. Смысл ее в том, что смерть разрывает узы товарищества, связывающие гибнущего комиссара с его единомышленниками, с его соратниками. Но они продолжат то дело, которому он — коммунист — отдал свою жизнь. Красный цвет нарукавной повязки комиссара, вспыхивая в ленточках и повязках других бойцов, горит в алом знамени революции. Красный цвет, пунктирно прочерченный дугой, словно бы огибает землю.

В работах советского периода Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... идет и на сближение с каждодневной действительностью. Он пристально разглядывает приметы нового быта рабочих. Но вместе с тем не перестает видеть за повседневностью историю, за бытом — бытие. В этом смысле показательны картины: «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)Петров-Водкин К. С. Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября). 1927Холст, масло, 129 x 156Государственный центральный музей современной истории России» (1927) и «ТревогаПетров-Водкин К. С. ТревогаТревога. 1934Холст, масло, 169 x 138Государственный Русский музей» (1934—1935). Принципы их построения во многом родственны. В маленький комнатный мир, где тихо спит детство, врывается мир — заоконный, большой. В первом случае в светлых окнах мы видим проплывающие алые знамена, отвечающие общему мажорному строю картины; во втором — синий цвет вечерних окон, диссонирующий с розовым колоритом комнаты, является как бы вестником тревожного гудка. Оба произведения, при всей их жанровости, трудно назвать «жанром» в традиционном смысле. Это не сценки, а явления, связанные с большими историческими переменами.

В соприкосновении с современной действительностью претерпевает изменение и такая традиционная для Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... вечная тема, как тема материнства.

В картине «Матери» (1926) женщины изображены в одной из палат нового родильного дома. В их образах уже нет ничего от «иконописности» прежних водкинских мадонн, вместе с тем все проникнуто ощущением важности совершающегося момента. Художник развертывает гамму чисто человеческих чувств. Простоватость облика юной матери и спокойная опытность пожилой оттеняют возвышенное состояние женщины, еще не познавшей всего, что ей предстоит познать, и лишь готовящейся к акту рождения человека.

Изобразительный язык художника прост и величав. Он избегает показа мелких подробностей обстановки, в характеристиках женщин не допускает ни малейшей наигранности. Их беседа обходится как бы без помощи слов и жестов. Это беседа внутренних состояний людей, прислушивающихся к самим себе. Картина перерастает рамки чисто бытового сюжета и звучит как подлинно монументальное произведение. Его колорит построен на нежных сочетаниях чуть приглушенного небесно-синего цвета с тепло-сиреневыми и мягкими коричневато-охристыми тонами. Приглушенность цветового звучания отвечает общему настроению, выраженному в картине.

Произведение «Матери» всем своим образным строем связано с советской действительностью. Мать в картине «1918 год в ПетроградеПетров-Водкин К. С. 1918 год в Петрограде1918 год в Петрограде. 1920Холст, масло, 73 х 92Государственная Третьяковская галерея» словно бы прикрывала младенца своей спиной, своим телом от каменного, голодного мира, чуждого и в чем-то враждебного ей. Матери в одноименной картине 1926 года органически входят в измененный мир. И этот светлый мир распахнут навстречу новой жизни.

СИНТЕЗ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО

В одной из своих бесед Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».

Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного. Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира. Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., например в картине «После бояПетров-Водкин К. С. После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв. Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «ВеснаПетров-Водкин К. С. ВеснаВесна. 1935Холст, масло, 185 x 156.5Государственный Русский музей» (1935).

На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда... Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных. При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома. Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).