Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №7
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.

Многие картины Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., порой несколько «странные» на первый взгляд, становятся понятными и внутренне мотивированными, когда мы уясняем образ мышления художника, его философию. Условность водкинских произведений рождена потребностью выразить значительные идеи. Она является средством обобщения. Оперируя наиболее общими категориями, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... ищет изобразительных «формул», он всегда синтетичен. Выросший на Волге, соединяющей отдаленные концы земли русской, живописец стремится в создаваемых образах слить воедино черты, характерные для облика своей родины в целом. У Нестерова Россия — это наш север или средняя полоса. У Кустодиевf Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... — приволжская провинция — Кострома, Кинешма, Ярославль. Россия Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — это Россия вообще, вне ее местных проявлений и особенностей.

Синтетичность мышления художника выражается в его понимании сущности национального. Для Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам..., воспринявшего учение славянофилов, русский народ был идеальным — если не единственным — носителем христианской истины. «Русское», таким образом, приравнивалось богоизбранному. Нестеров болен любовью к России, но его любовь национально обособленна.

Кустодиев не боготворит Россию, он просто ее любит, такою, какая она есть. Показывая характерно российское, порою курьезное, а то и косное, не стыдясь знаменитых гоголевских луж посреди городской площади, в которых купаются свиньи, художник доброй усмешкой устраняет всякую возможность заподозрить его в национальном самохвальстве. Он певец своего, особенного, самого дорогого ему, но отнюдь не самого лучшего.

Петров-Водкин иначе решает проблему: его не удовлетворяют ни национально особенное, ни, тем более, национально обособленное. Свойство натуры художника таково, что ему необходимо связать частное со всеобщим. И в национальном он видит выражение общечеловеческого, планетарного. Подобно скромному калужскому учителю, ставшему пророком космических полетов нашего времени, уроженец заштатного городка Хвалынска печется о судьбах мира, стремится силой своего искусства поднять национальное на уровень всечеловеческого, найти эстетические нити, связующие прошлое и будущее.

В своих исканиях художник опирается на опыт родного народа. Природа мышления художника позволила ему вобрать в свое творчество великие традиции древнерусской живописи. Он смог органически переработать замечательное наследие Рублёва Рублёв Андрей [1370—1410] Виднейший русский иконописец, мастер книжной миниатюры и монументальной живописи.... и Дионисия Дионисий [1440—1503] Крупнейший русский иконописец, монументалист..... Интересно, что Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам..., стоявший на «позициях допетровской Руси» и мечтавший о воскрешении ее духовно-религиозных начал, абсолютно не воспринял художественных начал древнерусского искусства. Его живопись оказалась эстетически несовместима с живописью древнерусских мастеров.

Думается, причины этого коренятся в том, что по сути своей Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... поэт конкретного. Для подлинно монументального искусства у него не было обобщающих образов-идей. Несмотря на то, что живописец расписал не один собор и его росписи отмечены чувством декоративности, даром монументалиста он не обладал.

Связь творчества Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... с традициями древнерусской живописи очевидна. Однако в обращении к национальным традициям художник находит животворный для себя источник не только в прошлом, но и в настоящем. Если Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... смотрел на жизнь, так сказать, через бытовую сказку, лубок, игрушку, то Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... воспринимает мир через песню. И это представляется вполне закономерным, так как именно в песне наиболее обобщенно раскрывается «душа народа» — не в мистическом смысле, а как национальный характер. Художник, и сам неплохо игравший на скрипке, признавался: «...полюбил я мелодию, звуковую тягучесть — песню. Под нее романтизмом окутывалась для меня жизнь, вещи приобретали особенный смысл и особенное типовое построение...» Песенная славянская мелодичность характерна для всего творчества Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., превосходно чувствующего «музыку» красок и линий. Живописец, конечно же, с детских лет слушал народные песни, в которых отразились и медлительное течение могучих рек, и задумчивое раздолье равнин, и плавные «переливы» холмов. Многоголосье русского хора передает звучание «близкого» и «далекого». Именно в песнях наш народ выразил чувство необъятности своей Родины, ее вольной шири. Полифония русских песен необычайно пространственна. Это ощущение «многоголосой» пространственности мира присуще и произведениям Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР....МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913», «ПолденьПетров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей», «СкрипкаПетров-Водкин К. С. СкрипкаСкрипка. 1921Холст, масло», «Смерть комиссараПетров-Водкин К. С. Смерть комиссараСмерть комиссара. 1928Холст, масло, 196 x 248Государственный Русский музей», «ВеснаПетров-Водкин К. С. ВеснаВесна. 1935Холст, масло, 185 x 156.5Государственный Русский музей» и др.).

Народные песни всегда синтетичны, в них опускаются несущественные подробности, в своих характеристиках они немногословны и определенны. Таковы же в принципе и произведения Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР..... Он во всем выделяет главные, наиболее устойчивые черты. Его образы — типо-логичны. Этого нельзя сказать, например, о Нестерове. У него все гораздо конкретнее: и пейзаж, и состояние дня, и каждое дерево, и каждая былинка. Нестеров непосредственно ощущает дыхание природы. Он интимен. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., напротив, как бы смотрит на мир с большого расстояния. И земля, и река, и деревья (не березы, липы или осины, а именно деревья) — у него все «отдаленнее», символичнее. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... монументален по образу своего мышления.

Художник несомненно опирается на народные — «песенные» представления о цвете. В «цветовом составе» песен преобладают яркие, чистые краски: «зеленые луга», «зеленая дубрава», «синее море», «белые руки», «желтый песочек», «красное солнышко». «Постоянные» цветовые эпитеты, близкие тем, что живут в народном творчестве и прежде всего в песне, органически входят в монументальный стиль живописца. Он начисто отрицает принципы импрессионистического смотрения на вещи в их зыбком, минутном бытии. Объемная форма в его работах всегда предельно определенна и закончена. Той же определенности добивается он и в колорите.

Придавая исключительное значение цвету, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... пытается обосновать сведение колорита к минимуму простых и ясных цветов. Так возникает теория трехцветки. Художник считал, что колористическое единство складывается из гармонии трех основных цветов: красного, синего и желтого. Если, скажем, синий с желтым в смешении образуют зеленый, то он требует — недостающего для «трехцветки» — дополнительного, то есть красного. «Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами,— писал художник,— является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретишь у народов среди другой пейзажной расцветки».

Столкнувшись в Самарканде с архитектурными памятниками, облицованными изумрудной и ультрамариновой майоликой (например, Шах-Зинза), художник восклицает: «Да ведь это вода! Это заклинание бирюзой огненности пустыни!».

Водкинская идея «трехцветки» упрощает дело. В действительности колористическое построение выдающихся произведений живописи не подчиняется его схеме. Но важно другое. Художник осмысленно подходит к проблеме колорита в собственном творчестве. В «трехцветке» он видит воплощение той эмоциональной гармонии, которой жаждет человек. Он понимает, что цвет определенным образом воздействует на психику человека, на его настроение. Художник любит вводить в свои картины чистые, локальные цвета (например, красный цвет женских юбок). Он возвращает краскам их первородную, девственную яркость. Эмоциональное звучание произведений повышается. В таких картинах, как «ПолденьПетров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей», «МатьПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913», «Утро. КупальщицыПетров-Водкин К. С. Утро. КупальщицыУтро. Купальщицы. 1917Холст, масло, 161 x 129Государственный Русский музей», «ВеснаПетров-Водкин К. С. ВеснаВесна. 1935Холст, масло, 185 x 156.5Государственный Русский музей», краски создают просветленное праздничное настроение. И в этом также нельзя не видеть продолжения народной традиции отношения к цвету.