Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №8
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

В творческой практике Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... «трехцветка», так же как и «сферическая перспектива», не стала всеобщим непререкаемым каноном. Для художника важен не сам прием, а то, что выражается приемом. В конечном счете, решающим для Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... является содержание произведения. В зависимости от него он определяет и формы преображения действительности.

Принципы обобщения Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... ярко проявляются не только в его пейзажах и фигурных композициях, но и в портрете. Пожалуй, именно в этом жанре синтез художника наиболее убедителен.

Еще в дореволюционный период творчества Петров-Водкин создает работы, определяя их, как «монументальный портрет». Человеческое лицо художник называет «высшей на земле формой». Главное отличие портрета от прочих «сюжетов», — пишет он, — «мне кажется в том, что портрет не требует окружающего, то есть идеал окружающего в портрете — быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе... Говоря грубо, портрет — это статуя, которая тем лучше, чем меньше вы замечаете фон, на котором она стоит».

Вероятно, в своем суждении Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... был несколько одно-сторонен. В последующем творчестве, и особенно в советский период, он сам отказался от принципа изоляции человека в портрете. Однако стремление к монументальности, к видению главного в пластической форме у него сохранилось. Именно этой цели служит в водкинских портретах и изображение головы модели размером более натуральной величины. Объясняя эту особенность своих портретов, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... говорил: «... чем крупнее голова, тем большей обобщенности она требует... Чем больше предмет, тем больше исчезают в нем детали, тем больше в нем, обобщения и цветового и формального, тем меньше в нем случайных изгибов, вздрагиваний и т. д.». В той же беседе художник раскрыл побудительную причину подобного подхода к портрету: «Как это ни странно, — говорил Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., — одним из первых, принявших такую больше натуральной величины голову, был Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок..... «На этом мы будем строить нашу стенную живопись», — сказал он тогда».

В «стенах» нуждалось само мышление художника, который и в портрете мыслит монументально, то есть в высшей степени обобщенно, синтетически. Он смотрит на жизнь возвышенно просветленным зрением, и реальное в его синтезе органически сливается с идеальным. Идеал художника, прежде всего, в его признании высокого предназначения человека. Человек важен ему не столько как отдельная личность, сколько как представитель разумного населения земли. Человек для Петрова-Водкина — явление космического порядка.

Портрет дочери 1923 года изображает ребенка в возрасте одного года. Курносый носик, детски припухлые губы, серьезные прозрачно-серые глаза, огромный едва покрытый пушком волос череп. В представлении художника ребенок — дитя человеческое, маленький землянин, существо, не только подвластное силам природы, но и призванное властвовать над ней. Еще не ясно, о чем «думает» маленький человечек, но он уже ощутил свою способность мыслить.

Герои М. Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... — люди. Герой Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — человек. У М. Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... эмоциональное состояние модели определено единичным моментом, конкретной психологической ситуацией. Вот почему для характеристики портретируемого он, как правило, использует жест, действие. Герои М. Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... раскрывают свойства своей личности именно в устремлении, в порыве. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... «выключает» свою модель из действия, выводит из непосредственного контакта с окружающим. В индивидуальном он ищет проявления общечеловеческого. Портреты Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... всегда монументально значительны. Они созданы мастером, несомненно усвоившим опыт искусства Возрождения. В них нет ничего лишнего, случайного. Крупная «литая» форма передает главное в человеке. (Портрет Н. Л., 1922, портрет А. А. АхматовойПетров-Водкин К. С. Портрет А. А. АхматовойПортрет А. А. Ахматовой. 1922Холст, масло, 54,5 x 43,5Государственный Русский музей, 1922 и др.) Внутренний мир героев художника чист и возвышен. В нем чувствуется устойчивое равновесие, светлая гармония, которую не могут омрачить заботы повседневности. Люди в портретах Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... в большинстве случаев внешне спокойны. Мимика их лиц минимальна, жесты крайне скупы. Художника интересует не столько действие, сколько состояние человека. Его портретируемые как бы обладают «двойным зрением». Они в равной степени смотрят и «вовне» и «внутрь» себя. Самоуглубленность героев Петрова-Водкина пороет производит впечатление отрешенности от жизни. Однако это скорее романтическая приподнятость образа над повседневностью, приподнятость неявная, рожденная прислушиванием к мелодии собственной души. В таких портретах художника, как «Девушка у окнаПетров-Водкин К. С. Девушка у окнаДевушка у окна. 1928Холст, масло, 114 x 87Государственный Русский музей» (1928), «Портрет дочериПетров-Водкин К. С. Портрет дочери художникаПортрет дочери художника. 1935Холст, масло» (1935), «Дочь рыбакаПетров-Водкин К. С. Дочь рыбакаДочь рыбака. 1936Холст, масло» (1936), окончательно преодолевается некоторая отвлеченность образа, свойственная предреволюционным портретам Водкина. В упомянутых произведениях перед нами живые полнокровные люди, органически связанные с окружающей средой, с современной жизнью.

Автопортрет 1918 года — честная исповедь художника перед самим собой и перед своим веком.

Четкие большие поверхности крупно «высекают» объемную фигуру. Бронзово-смуглое лицо кажется выкованным из металла. На зрителя устремлен зоркий, ненасытный взгляд художника, говорящий о напряженной духовной жизни человека, озаренного внутренним светом. Мужество интеллекта — основная эмоциональная тема портрета.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — интеллектуальный художник. В своем творчестве он не только поэт, но и исследователь, философ. Автор многих работ по вопросам искусства, живописец постоянно осмысляет свой опыт, связывая свое творчество с теоретическими изысканиями. Ощущение он проверяет знанием. Он верит в силу человеческого разума.

Сознательно относясь к собственной работе, художник отстаивает высокую проповедническую роль искусства. «Живопись, — пишет Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., не забава, не развлечение... она умеет расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурное социальных взаимоотношений». Художник понимает, что искусство призвано: объединять людей — в пространстве и во времени. Благодаря искусству осуществляется духовная связь веков. Произведение искусства — это «сигналы в потомство».

В те времена, когда многих художников охватила мания ниспровержения всего старого, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... чувствовал себя законным преемником ценностей мирового искусства, начиная от Древней Греции и кончая своими старшими современниками — М.Врубелем Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой... и В.Серовым Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.....

В своем дореволюционном творчестве Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... отдал «дань времени», дань модернистическому искусству. Однако он весьма критически относился к субъективистскому произволу в творчестве. Еще в период учебы у Ашбе в Мюнхене, видя манерное оригинальничание ряда молодых живописцев, он вынес им строгий приговор. «Стремление к проявлению собственной личности, — писал впоследствии художник,— казалось мне, обезличивало их. Крикливым «новаторам» он противопоставляет свое убеждение, что «новое не ищется, оно у мастера рождается само собой, в порядке углубления работы и углубления самого себя этой работой».

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... писал: «В искусстве есть закон для художника: что не для тебя — то никому не нужно». Однако он уже не ограничивается этим положением. Сознавая коренные сдвиги, происшедшие в истории человечества со времени Великой Октябрьской революции, он заявляет: «Дело не в том, чтобы пропищать «свою» песню, а в том, чтоб песня была услышана коллективом земли. А слышится землей только то, что всем — «свое». Человеком, который спел свою песню на «свой»
лад, а «по земле она каждому своей стала», — художник называет Ленина.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... напоминает не однолетнее, а многолетнее растение, приносящее плоды не сразу. И творчество художника правильнее рассматривать не в системе координат текущего дня, а в системе координат века. Сквозь повседневность художник смотрит и в прошлое и в будущее. Именно поэтому, выражая современное содержание, он считает возможным использовать традиции древнерусской живописи или живописи Возрождения.

Монументальное в своей основе творчество художника озаряется новым светом в эпоху, когда советские люди открыли путь человечеству в космос. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — сын своего времени. Он остро ощущает «смещения» XX века. Но, понимая, что человечество вступило в переломную эру великих открытий, потрясших основу прежней науки, в эру грандиозных исторических сдвигов и катаклизмов, он не поддается чувству смятения и страха перед современной действительностью, столь характерному для многих западных художников. Его искусство активно противостоит упадочному буржуазному искусству хаоса и безумия, оно участвует в борьбе за передовую гуманистическую культуру. Духом искательства истины Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... подлинно русский художник. Но он и советский художник, нашедший почву для своих высоких идеалов в социалистической действительности. Он по натуре — зодчий, зодчий, возводящий светлое здание своей мечты о совершенном человеке.