Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению сложной жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Этюд “Сосна на Валааме” — один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали — дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования — содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из этих деталей — прислонившийся к сосне старый покосившийся крест — создает определенный элегический настрой. По сравнению с этюдом сосны, исполненным в 1855 году, пейзаж “Сосна на Валааме”, написанный тремя годами позже, свидетельствует, насколько за это время возросли творческие возможности Шишкина. Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии — “Вид на острове Валааме” (1858). Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Их он стремился передать как можно конкрстнсс. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина “Вид на острове Валааме. Местность Кукко”, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
По сравнению с этюдом композиция данной картины стала более уравновешенной. Художник использовал академическую схему кулисного построения с выделенным светом центральным планом и дополнил пейзаж двумя стаффажными фигурами в лодке. Он написал произведение с более удаленной точки зрения и внес целый ряд новых подробностей, мысля эту работу как своеобразный творческий отчет о приобретенных познаниях в изображении лесной флоры.
Есть нечто общее между данной картиной и “Лесным пейзажем” (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Однако мысль о каком-либо подражании должна быть отвергнута, так как Шишкин не знал этого произведения, находившегося в Германии. Видимо, речь может идти скорее о некотором совпадении в то время творческих позиций обоих художников. Повествовательный характер пейзажей дюссельдорфцев, композиционная построенность, при этом своеобразная интерьерная замкнутость в решении пространства, романтическая живость мотивов, точность деталей импонировали Шишкину, отвечали его собственным поискам, что отчасти позднее сыграло роль в выборе им места своего заграничного пребывания.
Мотив, близкий этюду “Вид на острове Валааме”, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея “Вид на острове Валааме (Местность Кукко)” (1859, 60?), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Существует предположение, что авторским повторением другой одноименной конкурсной картины 1860 года является литография Шишкина “Трущоба. Вид на острове Валааме” (1860). На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Контрасты светотени призваны усилить выразительность образа, но, увлеченный подробностями, идет еще по пути скорее внешней описательности.