Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде “Камни в лесу. Валаам” (1858, 59? 60?). Старательно анализируя каждую форму, художник с необычным даже для академических выпускников умением и знанием передает древние, поросшие мхом валуны, листья папоротника, тонкие стебли трав. Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. В изображении трав, например, он применяет уже тот отрывистый белильный мазок, который будет отличать его работы зрелого периода творчества. Для обогащения живописной фактуры Шишкин использует в ту нору и такой своеобразный прием, как процарапывание живописного слоя до грунта. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Друг А. В. Гине, работавший на Валааме над этюдами бок о бок с ним и делавший в то время большие успехи, тем не менее не в силах был достичь такой уверенности и точности в изображении форм природы.
Разумеется, не один Шишкин среди молодых пейзажистов обращался к лесному ландшафту. Известные заслуги принадлежат здесь талантливым москвичам Л.Л.Каменеву, исполнившему в 1861 году “Пейзаж”, и А.П.Попову, автору картины “Вид в Кунцеве” 1858 года. Но в их более традиционно романтических, чем у Шишкина, лесных видах трактовка деталей растительного мира далеко не столь разнообразна и точна,как у него.
Наибольших результатов в конце пятидесятых годов Шишкин достигает в валаамских рисунках. С удивительной конкретностью и своего рода вещественностью фиксирует он в них натуру - упавшую сосну с обнаженными корнями, лиственный лес, деревья среди камней.
Весьма сложные по технике исполнения литографии Шишкина 1859—1860 годов Мокрицкий относил к лучшим литографированным пейзажам, какие до тех пор издавались в России. Сопоставление их с выпущенными в 1863 году литографиями П.И. Балашова, ученика С.М.Воробьева, “Собрание видов местностей острова Валаама” со всей наглядностью свидетельствует, насколько оригинальны, по-своему выразительны и уже высокопрофессиональны работы Шишкина. Эти литографии, а также некоторые этюды и рисунки позволяют утверждать, что к моменту окончания Академии был уже мастером, обладавшим определенной самостоятельностью в восприятии и интерпретации природы. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Наличие в ранних работах Шишкина элементов романтизма было следствием не только влияния академической школы, но и той общей атмосферы, которая господствовала в западноевропейском и русском пейзаже середины XIX века.
В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. В кругах передовой интеллигенции возрос интерес к социальным проблемам, все большее признание получала материалистическая эстетика. Это нашло яркое отражение в литературе. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов XIX века общественная жизнь в стране достигла высокого накала. Пробудившаяся критическая мысль стала “всеобщим достоянием” . Решительные высказывания вождей революционно-демократического лагеря, особенно “могучая проповедь” Н.Г. Чернышевского, волновали сердца, будили умы, вызывали все более горячий протест против крепостнических пережитков. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н.В. Шелгунов. “Это было удивительное время — время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать”. По письмам видно, как усиливалось у него в эти годы резко отрицательное отношение к уродливым общественным явлениям, вырабатывались последовательно демократические взгляды, определившие всю направленность его творчества. В ту пору художник зачитывался “Губернскими очерками” М.Е. Салтыкова-Щедрина, которые привлекали его своим ярко выраженным обличительным характером.