Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
По сравнению с “Сосновым бором”, еще несколько условным по цвету, пейзаж “Лесная глушь” в живописном плане решен более целостно, несмотря на подробное, многосложное повествование. Сказалась усиленная летняя этюдная работа Шишкина. Здесь уже начинает обнаруживаться тяга художника к тональному колориту, стремление привести каждый цвет к единству с другим, дать его в богатстве оттенков. Летом 1872 года, живя на даче вместе с Шишкиным на станции Серебрянка близ Луги и наблюдая за его работой над картиной “Лесная глушь”, писал Васильеву: “Шишкин все молодеет, т.е. растет — серьезно. И знаете, хороший признак, он уже начинает картину прямо с пятен и тона”26. Позднее, в декабре, когда картина была завершена, Крамской снова сообщает: “Он, наконец, смекнул, что значит писать, судите, — мажет одно место до пота лица, — тон, тон и тон почуял. Когда это было с ним? Ведь прежде, бывало, дописал все, выписал, доработал, значит, и хорошо. А теперь — нет: раз двадцать помажет то одним, то другим, потом опять тем же и т. д. Проснулся”. (Правда, главным образом это касалось этюдов, в которых Шишкин свободнее и увереннее решал живописные задачи.)
В картине “Лесная глушь” все просто и вместе с тем необычно. Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Этот своеобразный лесной “интерьер” отличается непривычными размерами: он написан на огромном полотне. Автор словно утверждает значительность темы. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. И еще новое — приближенность изображения к зрителю. Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку. Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой. Художник насыщает деталями не только первый план, но и затемненную центральную часть, неторопливо уводя взгляд зрителя вглубь, к дальнему, освещенному участку леса. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Если соотнести эту картину с тем, что делалось в ту пору другими художниками, надо признать, что творчество Шишкина, хотя и в меньшей степени, чем творчество двух замечательных поэтов природы А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, отмечено новаторскими чертами. Шишкин теперь обретает полную свободу от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным.
“Картина написана без всяких претензий, но именно потому она так нам и нравится, — замечает один из рецензентов второй передвижной выставки, - она прекрасна своей верностью природе, своей правдой [. . .] Перед картинами Шишкина вы никогда не услышите разговоров по поводу каких-нибудь второстепенных частностей; там каждый инстинктивно старается уловить общую точку зрения, чтобы понять смысл целого и насладиться его впечатлением”.
Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. Картина “В чаще леса” (1871) , казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П.П.Джо-гина “Дорога в лесу”. Пожалуй, только Саврасов в картине “Дорога в лесу” (1871), менее замеченной современниками рядом с его ше'девром “Грачи прилетели”, создал яркий образ лесной природы. Он носит романтический характер. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного. Шишкин же в своих пейзажах утверждает естественную красоту леса, подчеркивает крепость сосен, обилие зелени, полноту летнего цветения, обогащая подчас повествовательную основу произведений элементами бытового рассказа.
Тема хвойного леса активно входит в его творчество. Вместе с тем порой он изображает и лиственный лес. Так, уже на первой передвижной выставке появилась картина “Березовый лес”, поразившая современников свежестью и правдивостью изображения, на второй передвижной выставке — “Полдень. Перелесок” (1872) — пейзаж, по сравнению с “Лесной глушью”, более ординарный, но “все-таки лучше его прежних неизмеримо — в тонах”, как отмечал .