Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Шишкин был в высшей степени наделен способностью находить в природе черты и строй будущей картины и мысленно уже представлять ее себе. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. На некоторых мы находим такого рода надписи: “хорошо”, “эта”, “писать непременно”, “важнец”.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка — он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Мастер смело экспериментировал. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Уже один из ранних офортов Шишкина “Ручей в лесу” (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Многодельный, сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. Предельно конкретным, безупречно точным рисунком художник выявляет мельчайшие особенности натуры. В природе нет для него крупного или мелкого. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг — таков мотив одного из лучших офортов мастера “На лесной меже” (1878). Большой пространственности добивается художник в офорте того же года “Облака над рощей”, особую выразительность которому придает высокое небо с клубящимися облаками, из-под которых льется на землю солнечный свет, — мотив, необычный для Шишкина, сложный, поэтичный. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Принцип строгого следования природе стал руководящим принципом художественной деятельности мастера и в значительной мере определил то направление в русской пейзажной живописи, для которого важную роль играло позитивное познание действительности, поднимающееся у Шишкина до своеобразного пафоса утверждения правды.
В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала “Рожь” (1878).
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как “Протодьякон” И.Е.Репина, “Кочегар” и “Заключенный” Н.А.Ярошенко, “Встреча иконы” К.А.Савицкого, “Вечер на Украине” . И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина “Рожь”. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. сообщал Репину: “Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”.