Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: “Эта”, и лег в основу картины.
Само название “Рожь” в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова — двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор.
Так писал Некрасов после возвращения из-за границы в стихотворении “Тишина”.
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, “гостеприимная” дорога, зовущая и манящая вдаль. Движение вглубь подчеркнуто в картине ритмом стволов сосен, которые, как величавые гиганты, высятся среди поля. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Сосны организуют картинное пространство, помогают его восприятию и вместе с тем усиливают ощущение могущественной силы природы. Множество деталей — цветы у обочины, две ласточки, налившиеся, клонящиеся к земле колосья — придают произведению особую жизненность и убедительность, отнюдь не лишая его цельности, которую создает не только строго продуманная композиция, но и гармоничный, светлый колорит, выражающий приподнятое настроение. Собирательный образ ясной, по-своему торжественной природы рождает представление о просторах возделанной человеком земли, о созидательной силе крестьянского труда.
Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о “счастии, довольстве человеческой жизни”. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: “Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божия Благодать. Русское богатство”. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа “Полдень. В окрестностях Москвы”. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. В картине особенно видно, как тесно связаны творческие позиции Шишкина с идеями Чернышевского, с его высказываниями о природе и характере ее изображения.
В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине “Рожь”.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелые сообщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкин уступал , но зато был сильнее его как рисовальщик. Характерно, что Куинджи, изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса.