Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №28

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Известная динамичность мазка, интенсивность света, игра освещенных и затемненных частей, обогащение палитры яркими, солнечными тонами — все это признаки того, что Шишкин здесь органично подошел к художественным решениям, близким тем, которые наблюдаются в работах более молодого поколения пейзажистов. Недаром такой мастер пленэра, как В.Д.Поленов, сразу выделил “Сосны, освещенные солнцем” среди множества экспонатов пятнадцатой передвижной выставки: “Я никогда такого живого у Шишкина не видал”, — писал он жене37. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов “Сосновый лес” (1889), исполненный близ Финского залива. Проникновенно-правдиво воспроизведены здесь свободно разместившиеся на прогретой солнцем сухой почве стройные деревья. В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга. Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, — важная примета произведений художника.

Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо “Сосен, освещенных солнцем” и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа “Дубы. Вечер”, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. К ним относятся “Уголок заросшего сада. Сныть-трава” (1884), “Лес (Шмецк близ Нарвы)”, “У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)” (оба 1888 г.), “На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге” (1889,90?), “Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге” (1890) и целый ряд других. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.

Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.

В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.

Некоторые этюды Шишкина приобретались П.М.Третьяковым вскоре после их окончания. К ним относится пейзаж “Пасека” (1882) с голубым облачным небом и прекрасно разработанной темной зеленью. Он гораздо живописнее по сравнению с аналогичной по мотиву картиной 1876 года “Пасека в лесу”. Художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократил подробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного образа.

Интересны два этюда замшелых камней на фоне зелени, долгое время находившиеся в собрании В.Е. Маковского Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в... (видимо, подаренные ему Шишкиным). Судя по живописным качествам (просветленность красочной гаммы, тонкость оттенков цвета, мягкость живописного мазка), они исполнены не ранее восьмидесятых годов. Художник лепит форму цветом и создает ощущение световоздушной среды, окутывающей предметы.