Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Свободно, уверенно, в голубовато-зеленоватом тоне написан небольшой натурный пейзаж “Папоротники в лесу. Сиверская” (1883?). Выразительный мотив стелющихся над землей горизонтально расположенных ажурных листьев, как бы создающих верхний невесомый настил почвы, с давних пор привлекал Шишкина и неоднократно им варьировался в рисунках, офортах и этюдах, встречался в его картинах. В отличие от И.И.Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине “Папоротники в бору” (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом, и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Для Левитана же, создателя нового типа лирического, удивительно одухотворенного пейзажа, папоротники — это поэтический образ, который является лейтмотивом произведения, рождая определенное настроение. Со всей свойственной ему утонченностью живописного языка он вдыхает жизнь в причудливо раскинувшиеся листья. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
К числу больших удач художника относится исполненный в 1888 году насыщенный и собранный по цвету этюд “Золотая осень”. Возможно, в том же году был создан и необычный для Шишкина этюд “Крестовский остров в тумане”. Художник отступает здесь от своего принципа строгой предметности изображения и заменяет пластически-линейную трактовку формы цветовым пятном. Этот этюд можно рассматривать лишь как удавшийся эксперимент, не увлекший художника по новому пути.
В середине и второй половине восьмидесятых годов Шишкин много работал на Карельском перешейке, находя в местных лесах, дубовых рощах и на песчаных дюнах близкие своей душе мотивы и сюжеты. Среди исполненных здесь произведений сохраняет ощущение живой прелести непосредственно почерпнутого в природе мотива этюд “На песчаном грунте. Мери-Хови”. Написанный хорошо различимыми, свободно положенными мазками кисти, непринужденно и уверенно, он привлекает точностью цветовых характеристик и чувством целого. Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане. Прозрачная, словно колышущаяся тень от сосны, лежащая на земле, плывущие облачка на голубом небе, песок и зелень, озаренные солнцем, — все это полно жизни. Аналитический подход к натуре сочетается у Шишкина с подлинно проникновенным ее восприятием, без которого лучшие произведения мастера не могли бы быть одухотворены отличающим их живым чувством природы — в этом проявляется одна из самых привлекательных черт творчества художника.
Поиски разнообразия тонов и верности их соотношений в пределах светотеневой гармонии наблюдаются в ряде произведений Шишкина, свидетельствуя о понимании им принципов пленэрной живописи, о приближении к ним. Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, — все это влияло на развитие творчества Шишкина. В его произведениях появляется цвет, богатый многообразными оттенками, гармонически сливающимися воедино. Однако той тонкости пленэрной живописной системы, которая наблюдается у подлинных колористов и пленэристов — Поленова, Левитана и Серова, Шишкин не достигает. Ему недостает отличающей работы этих живописцев удивительной чистоты и звучности красочной гаммы, ее светоносности, свободной динамики мазка, создающей ощущение подвижности воздушной среды, особой прозрачности цвета, широкого и смелого применения цветных теней, рефлексов. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Чисто живописные проблемы не волновали Шишкина так остро, как молодых художников, которым, в сущности, было свойственно новое понимание красоты природы. Ему были далеки искания молодого К.А.Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Пленэризм получил у Коровина дальнейшее развитие, выразившееся в еще большем очищении, высветлении и освежении цветовой гаммы, что видно в его раннем звонком по цвету этюде “Последний снег”, свидетельствующем об обостренно чувственном восприятии природы, трактованной с подлинно живописным темпераментом. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Она для него заключалась прежде всего в правде, в натуре, ее материальности, в многообразии проявлений жизни природы.