К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №2

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

КОМУ НУЖЕН АБСТРАКЦИОНИЗМ

Кому же нужно такое «искусство» как воспринимаются эти нелепые экспонаты?

Дело в том, что широкие массы зрителей не понимают абстрактного искусства, не любят и не смотрят его. Например, международные двухгодичные художественные выставки в Венеции «Биеннале ди Венеция», в большинстве павильонов которых широко представлено абстрактное искусство, поражают всегда своим безлюдьем. А ведь здесь демонстрируются достижения изобразительного искусства десятков стран!

Абстракционистские выставки на Западе не посещаются широкими массами зрителей. Абстрактное искусство чуждо народу. Оно не говорит ничего ни уму, ни сердцу простого человека. Передовые люди часто выражают всяческий протест против абстракционизма.

Даже самые ярые приверженцы абстракционизма не могут скрыть глубокой пропасти, которая отделяет художников — представителей этого течения и народ. Американский критик Бен Хеллер, выступающий в защиту абстракционизма (называемого «абстрактным экспрессионизмом»), делает интересное признание об этом. Он пишет: «...новые картины, полные самых странных и необычных форм и образов, должны были найти общий язык с посетителями музеев и картинных галерей... И художник оказался в плачевном положении, даже, можно сказать, отчаянном положении».

О бьющей всем в глаза бессмысленности и уродливости абстракционизма говорилось немало.

Многие горько сокрушаются по поводу этого «чумного поветрия» в искусстве. Даже в буржуазной прессе нередко можно прочитать полные горечи рассуждения о современном искусстве капиталистических стран. Так, журнал «Календо», выходящий в Балтиморе (США), писал недавно: «Америка занимается тем, что уродует, абсолютно все. Американская популярная музыка уже давно обладает ярким налетом эксцентрического уродства, и положение все больше ухудшается... Не пытайтесь найти утешение в живописи. Соединенные Штаты находятся на уровне школы, изображающей все в виде гаек и болтов. Никто не может возражать против экспериментирования и против свободы искусства. Но вечно предлагать американской публике два оливковых семему рыболовный крючок и испорченную запальную свечу, оригинально размещенные на куске дерева, — это насмешка как над свободой, так и над экспериментированием. Нельзя также найти утешения в абстракционистских серых, зеленых и красных мазках, раздражающих глаз, — это тоже уродство». «Абстракционизм... осточертел людям», — восклицает критик Эмиль Женер в газете «Дейли миррор».

И тем не менее абстракционизм в последние годы получает в капиталистических странах все большее распространение. Часто абстракционизм становится официальным направлением, искусством, поощряемым государством.

Характерно, что недавно построенное в Париже новое здание ЮНЕСКО буржуазные государства, члены этого международного объединения, «украсили» произведениями абстрактного искусства.

Показателен и такой факт: президент США Эйзенхауер о 1957 году лично вручил премию Гухенгейма английскому абстракционисту Б. Никольсону за беспредметничеекий опус. Вместе с тем на такие большие международные выставки, как «Биеннале ди Венеция», произведения художников-реалистов Англии, Франции, США, Израиля, Японии совсем не допускаются в последние годы.

О поддержке официальными буржуазными кругами абстрактного искусства говорит и такой факт: жюри Биеннале давно уже не присуждает премий за реалистические работы, поощряя абстракционистские выкрутасы.

Характерно, что на одной из последних выставок Биеннале первую премию по живописи, например, получил итальянский художник О. Личини. Его картины — бессмысленное сочетание линий и красочных пятен, ничего не говорящих зрителю. Первую премию по скульптуре получил итальянец У. Мастроянни. Его «творение», которое здесь воспроизводится, напоминает какой-то немудрящий мотор после того, как он был сброшен на землю с огромной высоты.

Вторую премию по живописи получил американец М. Тоби, а вторую премию по скульптуре — испанец Э. Чиллида, создавший причудливые, и лишенные всякого смысла изделия из металлических стержней.

Во всех этих сочетаниях красок, металла, картона, газетных обрывков нет ни смысла, ни чувства, ни красоты.

Активно поддерживают абстракционизм крупные капиталисты США, Англии, Западной Германии, компании по производству оружия, сталелитейные, самолетостроительные, нефтяные, электрические и прочие. Они приобретают абстракционистские произведения, создают целые музеи из произведений беспредметного искусства.

Отделы современного искусства в музеях ФРГ пополняются исключительно за счет приобретения формалистических работ. На эти цели тратятся огромные деньги.

Хозяева могущественных американских монополий Рокфеллеры дают щедрые заказы художникам-беспредметникам. Рассказывают, что Нельсон Рокфеллер, возглавляющий музей абстракционистского искусства в Нью-Йорке, тратит на приобретение абстракционистских изделий миллионы долларов. «Мы горды тем, что Америка является страной, где расцветает это новое направление, — заявил Дэвид Рокфеллер. — Большой бизнес должен всячески поддерживать искусство сегодняшнего дня».

Другой американский магнат Гухенгейм установил денежные премии за абстракционистские вещи. Этот миллиардер создал в Нью-Йорке огромный Музей современного искусства и построил для него специальное здание. Рассказывают, что руководители музеев и художественных ассоциаций в США реалистических работ не покупают, а приобретают только абстракционистские вещи. Оказывает поддержку абстракционизму и высшее католическое духовенство Ватикана.

Вокруг вновь создаваемых бессмысленных абстракционистских картин буржуазная пресса создает рекламную шумиху. Авторы их сплошь да рядом возводятся в ранг светочей культуры и великих художников мира. Американский художник-абстракционист Д. Поллок, сам хорошо понимавший никчемность своих работ, созданных путем простого разлива красок из ведра на полотно, был провозглашен «светилом» абстракционизма. За его полотна-мазню платят сейчас до 30 000 долларов за экземпляр.

Искусственное («подкармливание» абстракционизма приводит к его дальнейшему распространению, вопреки вкусам и интересам широких масс зрителей. Характерно, что канадский художник-абстракционист Р.Д. Тернбал, проживающий в США, стал «знаменитым» и богатейшим человеком. Но он остался неизвестен своему родному народу, своей стране.

Как и чем можно объяснить, что абстракционистские произведения, не способные удовлетворить даже самый неприхотливый эстетический вкус, чуждые народу, поддерживаются и поощряются капиталистическими монополиями и государственной властью многих буржуазных стран?

Как могло случиться, что искусство буржуазных стран, которое на заре капиталистического общества, в эпоху Возрождения, достигло великого расцвета, которое успешно развивалось и в последующие века, выродилось в абстракционизм, превратилось в уродливое кривлянье и пустышку? И это в эпоху, когда человек поднялся в своем развитии до высочайших вершин, когда люди овладели атомной энергией и начинают завоевывать космос! Как совместить одно с другим?