К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №4

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

ЗАБЛУЖДАЮЩИЕСЯ И ШАРЛАТАНСТВУЮЩИЕ

Возникает вопрос, а что же представляют собой художники-абстракционисты? Как доходят они в своем творчестве до таких границ абсурдности? Сознают ли они, какую отрицательную роль играет объективно их творчество в общественной жизни?

Абстракционизм порождается пессимизмом, неверием Художника в прогресс, унынием и растерянностью перед большими социальными проблемами современности, неумением видеть в настоящем здоровые зерна будущего.

Югославский философ Франце Шиянец, теоретически обосновывающий современное абстрактное искусство, откровенно указывает на безысходный пессимизм как идеологическую предпосылку роста формалистических течений в искусстве. «Старый мир гибнет, а нового, который принес бы ему спасение, пока не существует», — пишет он. Эти слова свидетельствуют о полной растерянности перед лицом сложных социальных противоречий современности художников и сторонников абстракционизма.

Сторонники абстракционизма говорят, что распространению этого течения в искусстве способствуют страх перед неизвестным, утрата веры в будущее. «Теоретик» абстракционизма Рок Жавье Лоренса пишет: «Тенденция к абстракционизму большей частью проявляется в те времена, когда нет... спокойствия во взаимоотношениях между человеком и его окружением. Тогда художник, поскольку он отражает свою эпоху, часто начинает применять абстрактные формы: пользуясь ими, он может внести в свое произведение гармонию, соответствующую сокровенному человеческому стремлению к уравновешенности и согласию.

Мы живем в эпоху существеннейших перемен, когда люди столкнулись с огромными проблемами, на которые еще не найдено ответа. Возможно, что этим и объясняется уход ряда художников от реальной жизни».

Американский искусствовед-формалист Ллойд Гудрич прямо заявляет, что абстракционизм — это бегство от тревожной действительности в мир эстетической гармонии, полностью контролируемой художником.

Таким образом, многие художники обращаются к абстракционизму в стремлении уйти от больших проблем современной жизни и борьбы, испытывая страх перед будущим. Они не видят никакого выхода из противоречий современной жизни и проникнуты упадническими настроениями. Абстрактное искусство они принимают как дурман, как снадобье, помогающее им «забыться», отвернуться от современности.

Недавно в журнале «Америка», издаваемом на русском языке для советского читателя, американский критик Бен Хеллер писал: «Уход в самого себя как средство самоанализа и необходимое условие для исследования интересующих его проблем, независимо от их ценности и пользы для общества, — вот одно из основных достижений современной живописи».

Выходит, что «достижением» искусства может являться, по мнению Хеллера, то, что не только не полезно, «о даже и вредно для общества! Вот до какого тупика доходят люди в вопросе о роли искусства!

Румынский критик А. Бэляну совершенно справедливо замечает: «...история искусства показывает, что восходящим классам неизменно был присущ оптимистический взгляд на жизнь, живой интерес ко всем сторонам действительности. В то же время отмирающие классы отличаются стремлением уйти от действительности, пытаются скрыть правду жизни, потому что она им враждебна. Они стремятся пренебречь содержанием и увлекаются бесплодными исканиями новых художественных форм, «очищенных» от всякой сути».

Нет сомнения и в том, что некоторая часть абстракционистов в капиталистическом мире является дельцами, которые смотрят на свое занятие как на доходное дело, как на бизнес. Их не интересуют судьбы искусства, они не отягощены щепетильной совестью, чувствами гражданственности и гуманизма. С циничной откровенностью они рассказывают о самом процессе своего «творчества», разоблачая собственное шарлатанство, на которое идут ради доходов.

Некоторые из этих «художников» вовсе и не являются художниками, они не имеют ни специального образования, и опыта творческой работы.

Лет пять назад в газетах сообщалось, что в Лос-Анжелесе некая мисс Пауэрис раскрыла секрет исполнения 759 акварелей, подписанных именем Райя Чандры, за которые их автор заочно был избран членом различных художественных обществ. Оказывается, писал эти абстракционистские акварели одноглазый попугай мисс Пауэрис!

Известен и другой подобный случай создания абстракционистского произведения. Лет пятьдесят назад в Париже на одной из выставок экспонировалась картина «И солнце уснуло над Адриатикой». Бессмысленная пачкотня вызвала ряд восторженных отзывов. Тонким «знатокам» понравилась оригинальность художника. Однако вскоре было доказано с помощью нотариальных документов и фотографий, что автором картины являлся осел, к хвосту которого привязали кисти.

Корреспондент ТАСС Гарри Фримэн сообщил недавно из Нью-Йорка: Директор Балтиморского зоопарка Артур Уотсон прочитал в газетах заметку о том, что трудно определить, как созданы некоторые абстракционистские картины: рукой человека или они намалеваны хвостом осла.

«Уотсон решил проверить, насколько верна эта реплика. Он обмакнул в краску хвост мексиканского осла по имени Джек, который стал бить им по установленному полотну.

По сообщению агентства Ассошиэйтед пресс, Уотсон затем явился к Уилсону Байнбринку, художнику и преподавателю художественного училища, чтобы тот оценил картину, названную «Черные штрихи». Байнбринк исследовал расплывчатые черные пятна и нитеподобные линии, идущие во всех направлениях, и похвалил картину. Несомненно, Байнбринку она напомнила некоторые работы, выставленные в Музее современного искусства и в Музее Гухенгейма.

Тогда Уотсон сообщил, что «творец» картины — осел Джек.

Несколько смутившись, Байнбринк сказал: «Но она так изящна. Если эту картину вставить в рамку и представить ее художественному жюри, то нет никакого сомнения в том, что ее примут за работу очень серьезного абстракциониста.

Директор зоопарка Уотсон собирается сделать еще несколько таких же картин, в частности, когда наступит лето и появление мух заставит Джека энергичнее махать хвостом».

Эти случаи не единичны. В газетах сообщалось, что авторами некоторых абстракционистских картин оказывались обезьяны, собаки, кошки, что не мешало некоторым сторонникам абстракционизма восторгаться их «глубиной» и «оригинальностью».

В этом нет ничего удивительного, так как современная буржуазная культура стремится низвести интеллект человека до уровня примитивных инстинктов животного. В самом деле, много ли надо умения и знания, чтобы написать картину, ничего не изображающую, ни на что не похожую, которой автор часто не хочет ничего выразить. Вот, например, художники распространенного в США так называемого абстрактного экспрессионизма «обращают большое внимание на сам физический акт рисования. Независимо от того, работают ли они кистью, ведром или изогнутой ложкой, они ставят себе цель выразить свои чувства самими движениями, которыми они накладывают краску... Они редко представляют себе заранее, что хотят изобразить, я самым категорическим образом подчеркивают, что они не хотят этого знать».

Не опускается ли в этом случае человек художник до уровня животного? И можно ли найти большую разницу между «физическими движениями» ослиного хвоста и тем «физическим» подходом к акту творчества, о котором сказано выше?

Известный антиреалист художник Сальвадор Дали передал, недавно для опубликования в прайсе информацию о своем новом способе написании картин: он стреляет в полотно из ружья, наполненного краской. С. Дали утверждает, что таким манером создаются картины, такие же хорошие или даже лучше, чем написанные от руки.

Лет шесть назад на ярмарке в штате Тенесси (США) был устроен конкурс на лучшее произведение изобразительного искусства. Из числа многих участников соревнования наиболее достойным был признан один: первую премию присудили художнику-любителю Чарльзу Фон-тенею из Нашвилла.

Картина Фонтенея представляла собой хаос красок без всякого рисунка, линий или тачных границ между красочными пятнами.

После того как премия была присуждена, художник откровенно сказал, что картину свою он поместил на конкурс из чистого озорства. Эта картина явилась следствием ежедневного вытирания кистей после работы о кусок холста. Затем этот холст был оформлен в раму, помещен на выставку и вызвал восторги поклонников абстракционистской живописи. Их не смутило и саморазоблачение художника. Стремясь выйти из неловкого положения, они стали утверждать, что художник создал свое выдающееся произведение «подсознательно».