К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №8

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

В апреле 1960 года в газетах сообщалось, что группа молодых художников-реалистов в Нью-Йорке организовала в знак протеста против дискриминации реализма пикетирование Музея современного искусства. Демонстранты-пикетчики несли транспаранты, в которых высмеивали «шедевры» музея. Один из плакатов гласил: «В настоящее время в музее показывают: судовой винт, ложечку для мороженого, два электрических вентилятора, формочки для печения, коробочку из пластмассы для пилюль, кухонное ведро» .

В апреле же 1960 года президент английской Королевской академии художеств Чарльз Уилер подверг в одном публичном выступлении уничтожающей критике абстракционизм. В его речи мы встречаем такие слова: «Так как это нечестно, то мы никогда не станем показывать образцы последнего трюка, когда обнаженную натурщицу покрывают краской, а затем художнику — так называемому — предлагается протащить ее по полотну, разостланному на полу студии. Мне сказали, что получающиеся в итоге картины — так называемые — (ждут выставлены в Париже. Неужели нет границ этим абсурдам?

До каких пор мы позволим этим смехотворным трюкам и экстраватантностям моды подменять подлинное и заслуженное искусство?

Я полагаю, до тех пор, пока находятся люди, которые ставят сенсацию выше чувства, и пока произведения искусства превращаются в предметы торговли, качество которых .принимается покупателями на веру или не подвергается сомнению, потому что это последняя новинка.

Это действительно будет продолжаться до тех пор, пока мы будем доверчивы. Эти абсурды в современном искусстве — я бы назвал это лихорадочным хаосом — являются, по-моему, частью всемирного движения, направленного на то, чтобы дискредитировать и уничтожать, бог знает для чего, традиционное и представительное искусство.

Они продолжают существовать не потому, что они приемлемы для всех — фактически 90 процентов считают их подчас нелепыми и смешными, — а потому, что, как это случается в области политики и промышленности, достаточно несколько организованных и направляемых людей, чтобы вызвать страшный хаос в изобразительном искусстве. Они добились своего, но это пройдет».

В 1959 году на XXIII Национальном художественном салоне в Уругвае реалисты, ранее теснимые абстракционистами на всех фронтах художественной жизни, одержали победы и получили Большие премии по живописи и скульптуре. Подобных фактов можно было бы привести множество. И все же поддержка абстракционизма финансовыми магнатами, спекулянтами, буржуазными государствами, печатью, католической церковью способствует его распространению, его наступлению на реализм. Хотя, например, президент английской Академии художеств и выступает против абстракционизма, но английские правящие круга направляют на заграничные выставки преимущественно или исключительно работы абстракционистского характера. Это можно было наблюдать на выставке английского искусства в Москве в 1960 году, на выставках «Биеннале» в 1960, 1962 и 1964 годах и т. д. Все это, конечно, оказывает огромную моральную поддержку формализму в изобразительном искусстве.

Есть значительная часть художников-абстракционистов, которые искренне верят в то, что это направление в искусстве—наиболее передовое. Многие из них — люди прогрессивных политических взглядов. Иные входят в число сторонников движения за мир. Есть даже коммунисты.

Это честные, прекрасные общественные деятели, глубоко заблуждающиеся, однако, в вопросах искусства. Среди ник нередки люди уже пожилые, сформировавшие свои художественные взгляды очень давно, в условиях буржуазной художественной жизни 1910—1920 годов. Перейдя на передовые политические позиции, они не смогли, однако, полностью преодолеть старые художественные вкусы. В известной мере это относится к видному современному живописцу П. Пикассо, который, впрочем, часто обращается также к сюжетному искусству, а многие его произведения являются выдающимися реалистическими работами.

«Мы не закрываем глаза на тот факт, что в среде модернистов-декадентов имеются одаренные, демотсра» тически и даже революционно настроенные люди, — говорит Тодор Павлов, — Но все это остается в стороне от самого их абстракционистского искусства, которое, даже когда содержит известные элементы положительного эстетического характера, в общем и целом по самой своей природе является субъективистским и пессимистическим. И поэтому реакционные общественные силы поддерживают подобное «искусство», поощряют подобных «свободных» художников, создают им иногда головокружительную «славу» и всячески их разлагают и используют для своих идеологических реакционных целей».

Недавно умерший известный французский художник-коммунист Фернан Леже также был абстракционистом и даже одним из самых видных представителей этого направления. Однако он отошел затем от абстракционизма, поняв его бесплодность и никчемность. -Как завещание молодому поколению звучат строки письма Ф. Леже своей ученице и соратнице Н. Леже, руководившей его школой, в котором он предостерегает молодежь от абстракционизма и призывает к сюжетной, предметной картине. «Дорогая Надя, — говорится в этом письме. — Я пишу Вам из Нормандии относительно учеников, чтобы посоветовать Вам не поддаваться увлечению абстракционизмом. В настоящее время в Париже как будто наблюдается возврат к этому направлению. Вы знаете мое мнение на этот счет. В этой области все уже было сделано и написано 10 лет тому назад. Надо направлять молодых людей к предмету, и, быть может, мы увидим у следующего за нами поколения возвращение к сюжету, при условии, чтобы предмет был в нем главным элементом. Подумайте об этом в мое отсутствие, это очень важно».

Есть сторонники абстракционизма и в социалистической Польше. Надо полагать, что это искренне заблуждающиеся люди.

Но в Польше абстракционизм совсем не единственное и не главное направление. В стране живут и работают многие талантливые реалисты, создающие великолепные произведения, получившие всемирное признание. Существование абстракционизма в современном польском искусстве объясняется сложностью идеологической борьбы, которая ведется в стране, где живучи зарубежные буржуазные влияния. Весьма характерно, что произведения польских художников-абстракционистов получают «признание» заокеанских меценатов, в то время как замечательные реалистические работы польских художников не вызывают у них симпатий. В изданном в Варшаве каталоге «Международная выставка искусства социалистических стран. Выставка польских художников. Москва. 1958» указано, например, что такие известные польские формалисты, как Вацлав Таранчввекий, получили в конце 1950-х годов «Национальную награду фонда им. Гухенгейма». По-видимому, эти награды не являются результатом слепого случая, и американские капиталисты хорошо сознают, какое искусство в социалистической Польше им следует поощрять, а какое не следует.

Конечно, вопрос о путях развития искусства Польши решается и будет решаться ее собственным народом, правительством, Польской объединенной рабочей партией. И нам представляются перспективы этого развития в самом оптимистическом, радужном свете. Недаром товарищ В. Гомулка ясно изложил программу партии в этой области, сказав: «Наша партия, выражая мнение и запросы народных масс, борется идейными средствами за искусство, доступное и близкое трудящимся, выражающее их социалистические устремления».

Нет сомнений в том, что польский народ, народ-герой, народ-борец, народ-свободолюбец, с титаническим упорством пришедший через века физического и духовного, социального и национального порабощения к свободному существованию и строительству счастливой жизни, достойный большого, яркого, впечатляющего искусства, подаривший миру даже в условиях мрачного царского произвола Мицкевича, Шопена и Матейко, при новом, народно-демократическом строе даст миру множество выдающихся талантов, создает и создаст могучее и великое искусство. Но оно не будет абстрактным.

И тем больше настораживает всех истинных друзей Социалистической Польши «внимание» к польскому абстракционизму со стороны гухенгеймов.

Некоторые сторонники и «идеологи» абстракционизма в Польше, всячески защищая это направление, прибегают к камуфляжу, к своеобразной маскировке беспредметничеетва. Так, профессор Ю. Стажиньский избегает называть польский абстракционизм его собственным именем, а именует его «колоризмом». Отчетливо же выраженных художников-абстракционистов он, не стесняясь, причисляет к реалистам. Это и понятно, поскольку формализм, мягко выражаясь, не пользуется симпатиями широких народных масс.

На вопрос о том, нужен ли «юолоризм», то есть абстракционизм, делу социализма, Ю. Стажияыский отвечает утвердительно.

Как же обосновывает Ю. Стажиньский свое мнение? Он говорит, что абстракционизм является синтезом «рафинированной колористической культуры». По его мнению, в произведениях абстракционизма заключен огромный источник интеллектуальной и чувственной радости, которым могут пользоваться строители социализма.

Далее будут подробно рассмотрены взгляды и доводы сторонников абстракционизма. Но здесь нельзя не отметить беспочвенности доводов Ю. Стажиньского. В самом деле, о каком источнике интеллектуальной радости может идти речь в абстракционистском произведении, если это произведение чаще всего создается его творцом при выключении интеллекта? О каком интеллектуальном богатстве абстракционистского произведения может идти речь, если оно создается часто существами без интеллекта — обезьянами, попугаями, ослами? Какими же идеями, мыслями может обогатить зрителя произведение, которое ничего не изображает?