К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №9

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

Что касается «чувственной радости», доставляемой, якобы, абстракционистской картиной, то здесь надо просто удивляться нетребовательности и снисходительности уважаемого профессора, если простое физиологическое раздражение сетчатки глаза от созерцания клякс и брызг краски способно доставить ему огромную радость. Во всяком случае, народ предъявляет к произведениям искусства более высокие требования и не опускается до такого низкого уровня интеллектуального развития, чтобы испытывать «огромную радость» от бессмысленных клякс.

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве есть явление кратковременное и не имеющее прочной почвы в искусстве социалистической страны: он является характерным продуктом капитализма в последней стадии развития этой общественной формации, в стадии его окончательного распада я разложения.

Однако встречаются абстракционисты и в нашей стране.

Но есть огромная разница между абстракционистами в нашей стране и в капиталистических странах, между художником-абстракционистом у нас и на Западе, хотя продукты их творчества и там и здесь не доставляют полноценного эстетического удовольствия, не могут обогатить человека ни идеями, ни большими чувствами.

Если в капиталистических странах абстракционизм представляет собой господствующее, а часто и официально признанное государственное направление в изобразительном искусстве, то в СССР это направление занимает ничтожное место в нашей художественной жизни. К абстракционизму у нас обращаются только отдельные лица, часто не имеющие профессионального образования. В семье художников абстракционисты составляют какую-нибудь долю процента.

В капиталистических условиях художник большей частью вынужден стать абстракционистом под влиянием требований художественного рынка, вкусов спекулянтов и пресыщенных буржуа, под влиянием оголтелой, ошеломляющей, оглушающей пропаганды и рекламы. Но в наших условиях нет никакой экономической и морально-идейной необходимости работать в духе беспредметничества. Социалистическое государство отечески заботливо создает небывало благоприятные условия для развития подлинного искусства. Государство закупает и заказывает как раз не абстракционистские, а реалистические произведения, предоставляя широчайшую свободу направлений, манер, почерков, национальных школ и индивидуальностей в рамках искусства социалистического реализма. Государство, народ ни морально, ни материально не поощряют развитие абстракционизма, поскольку он представляет собой направление в развитии искусства аполитичное, безыдейное, непонятное и не нужное обществу. Это «искусство» не только не помогает строить коммунизм, но мешает этому, отвлекая зрителя от больших проблем современности. Абстракционизм не способен воспитывать людей, поднимать массы на большие благородные Дела, прививать им высокие чувства, обогащать их духовно. Поэтому наш народ резко отрицательно относится к абстракционизму. Как мы уже отмечали, сама природа социалистического строя, с его высокими гуманистическими устремлениями, с его замечательным отношением к подлинному искусству, исключает абстракционизм как течение в нашем искусстве.

Тем не менее, находятся «художники», которые и в наших условиях прельщаются абстракционизмом. Что же они, в сущности, представляют собой в условиях нашей общественной жизни? Жалких отщепенцев, оторванных от родного народа, не болеющих его нуждами и горестями и не разделяющих его радостей. Они — сами по себе, а могучий народ, идущий к-высотам коммунизма, — сам по себе. Народ борется, трудится, напрягает силы, а эти отщепенцы не хотят ему помочь утолить его жажду в подлинной культуре, не хотят участвовать в его величественном движении в завтра. Они упражняются в своих мастерских над совершенно ненужными у нас изделиями. Они, конечно, не осмелятся представить на суд рабочих и крестьян свое «творчество», не решатся сделать выставки своих работ на заводах и фабриках потому, что знают, как оценят их «творчество» трудящиеся.

Что же во всем этом можно найти хорошего для молодых людей, кроме позора? Мы уже отмечали, что ни в одной стране мира, ни в одну историческую эпоху художник не был окружен таким вниманием, такой заботой, таким почетом, как у нас теперь. Почему же эти молодые люди, называющие себя художниками, «работают» наперекор историческому процессу, вопреки интересам родного народа?

Это можно объяснить наличием влияния буржуазной идеологии, буржуазного упадочного искусства на некоторую неустойчивую, колеблящуюся часть нашей интеллигенции. Мы живем в эпоху развернутого строительства коммунизма, но тлетворное влияние пережитков капитализма в сознании людей еще есть. 

Знаменателен факт, что буржуазная пресса пристально следит за нашей художественной жизнью. И как только заметит, что тот или иной художник оступился, свихнулся, стал заниматься пустопорожним формотворчеством, начинает его превозносить, расхваливать, «поднимать», рекламировать. Известно, например, какой шум поднял реакционный американский журнал «Лайф» вокруг имен некоторых наших абстракционистов. Сейчас в итальянской буржуазной печати также рекламируют некоторых наших художников, проявляющих в творчестве формалистические тенденции. Подозрительные иностранные туристы, иные работники иных посольств усиленно скупают абстракционистский товар наших доморощенных беспредметников. Да и на будущее время заказывают: работай, дескать, дорогой, в том же духе, будем покупать! Ну как же тут не закружиться слабой голове. «Слава», достаток сам» идут такому художнику. Не нужно ни школы, ни знаний, ни труда, ни таланта, чтобы стать известным, зажить легко, шикарно, широко. Абстракционистское произведение родится легко, без усилий, без напряжения всех человеческих сил. Любители худой славы не могут упустить такого средства приобрести популярность, как деятельность на поприще абстрактного искусства.

Липкие щупальцы легко доставшегося, шумного успеха захватывают очередные жертвы. А как нужно было бы молодым людям трезво подумать о том, что неспроста расхваливает их буржуазная пресса! Как важно было бы вовремя понять темные побудительные причины этих неискренних похвал, увидеть, какой ценой приобретается эта дешевая, мишурная популярность.

Конечно, большинство из тех наших художников, которые соскальзывают на ошибочную дорогу модернистских исканий и бессмысленного формотворчества, побуждаемы к этому не деньгами и голой жаждой славы, а искренними поисками истины. Было бы грубой передержкой полагать, что большинство этих заблудившихся людей являются корыстными дельцами и спекулянтами в искусстве, хотя встречаются и такие... Но все они испытывают, сознавая это или не осознавая, пагубное влияние модернистской эстетики, которая и оказывает влияние на направление этих «поисков».

К сожалению, порой моральную поддержку отечественные абстракционисты и сюрреалисты получают не только от наших врагов на Западе, но и от некоторых наших западных друзей, которые в данном случае проявляют известную недальновидность, и от людей лояльных, не находящихся в стане наших противников.

Характерно в этом случае выступление газеты «Леттр Франеэз» (сентябрь, 1965 г., № 1095), которая усиленно поднимает на щит творчество советского художника-«экспериментатора» Владимира Вайсберга. За что же его превозносят, чем же замечательно его искусство? Описывая картины Вайсберга, газета говорит: «На этих картинах предметы одновременно присутствуют и отсутствуют, как если бы в вибрирующей атмосфере, которая их окружает, оставался бы лишь их нематериальный флюид». Нужны ли комментарии к этой характеристике?! (Вместо полнокровной жизни, волнующих проблем современности художник изображает «ничто», и за это его возносят и славят на весь мир!

Но зря буржуазная пресса не будет никого хвалить, поднимать и поддерживать. Она восхваляет отщепенцев потому, что ей выгодно разоружить наш народ в идейно-художественном отношении. И не заблуждайтесь, товарищи абстракционисты! Не за ваш талант, не за ваш труд вас «поднимают», а за то, что хотят вас сделать орудием борьбы с нашим кровным, подлинно народным искусством социалистического реализма! Поймите, что зарубежные похвалы и подачки—это те серебреники, за которые хотят купить вашу совесть, ваши гражданские чувства.

Буржуазная печать истошно вопит, что мы храним в музейных запасниках такие жемчужины, как картины и скульптуры Кандинского Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса...., Клюна Клюн (Клюнков) Иван Васильевич Клюн (Клюнков) Иван Васильевич [1870—1943] Русский художник-супрематист, футурист, авангардист, теоретик искусства. Творческий соратник . Клюн работал над созданием нового типа произведений - сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов..., Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., Филонова Филонов Павел Николаевич Филонов Павел Николаевич [1883—1941] Выдающийся русский и советский живописец. Педагог...., Татлина. Но что же нам делать, если мы обладаем богатейшей художественной культурой и у нас имеются тысячи произведений, во много крат более значительных в идейно-художественном плане, чем поверхностные цветоформоупражнения Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., Кандинского Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса.... и Филонов Филонов Павел Николаевич Филонов Павел Николаевич [1883—1941] Выдающийся русский и советский живописец. Педагог....а, так трогательно замеченные американскими меценатами? Что же нам следует делать, если трудовой советский народ не хочет смотреть работы этих горе-экспериментаторов от искусства.

Наш народ вырос, он требует искусства, а не зрелищ. «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ, — говорил В.И. Ленин.— Они получили право на настоящее великое искусство» . Наш народ требует таких произведений, которые поднимали бы и возвышали его, давали пищу для ума, вызывали бы сложные эмоции, имели бы большое познавательное значение.

В 1920—1930-х годах на стенах Третьяковской галереи висели работы Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве....а и Шагала Шагал Марк (Моисей) Захарович Шагал Марк (Моисей) Захарович [1887—1985] Российский и французский художник. Занимался сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века..... Но возмущение и протест зрителей (были настолько сильны, что эти произведения пришлось убрать. Значит, дело не только в том, что Малевичи и Филоновы не получают официального признания, а в том, что народ их не терпит. Искусственных же, «парниковых» условий для абстракционизма у нас нет: никто его не хочет у нас признавать и выращивать.

Наши зарубежные враги, а порой и недальновидные друзья пытаются внушить советским художникам идею об «отсталости», «старомодности» искусства социалистического реализма, о необходимости их перехода на рельсы модернизма. Заокеанские «меценаты» очень хотели бы, чтобы ваше настоящее искусство заглохло, а чертополох абстракционизма заполнил всю почву. Они озабочены тем, чтобы ликвидировать нашу художественную «отсталость» и «провинциальность». Но мы знаем истинную цену этим заботам! Слушая эти разглагольствования, мы обязаны проверить их полувековым опытом советского искусства. О чем же говорит этот опыт? Он говорит о том, что советское искусство в течение полувека было неотделимо от партии, народа и Советского государства. Воплощая идеи партии, оно поднимало массы на борьбу с врагами Родины, на восстановление и развитие народного хозяйства, коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию страны. Оно звало на выполнение государственных планов, боролось с косностью и бюрократизмом, обличало разбойничьи авантюры империалистов. В том, что наша Родина стала могучим индустриальным и аграрным государством, оплотом мира и цивилизации, в том, что мы впервые подчиняем интересам социализма мирный атом, идем в авангарде космического прогресса, — во всем этом имеется заслуга и советского изобразительного искусства! В годы Великой Отечественной войны наше искусство мобилизовало силы народа для разгрома фашистов, жило, как и всегда, интересами народа и страны. Оно обладало и обладает огромной действенной силой. В какой капиталистической стране искусство так дорого и близко трудящимся, как у нас, где оно является истинно народным, окруженным любовью и вниманием миллионов?!

Принципы, успехи советского искусства проверены жизнью, практикой, оценкой миллионов зрителей. Советское искусство—Это одно из величайших завоеваний социализма.

Можно ли, учтя все это, свернуть с широкой, ясной и верной дороги реализма в топи формализма и натурализма?! Что это за «советы» и что они означают? Они означают либо непонимание их авторами серьезности проблемы, непонимание, переходящее порой в невежество, либо сознательную акцию с целью уничтожения могучего идейного оружия Советского государства. Нет! Советское искусство твердо стоит на позициях социалистического реализма, и нет той силы, которая столкнула бы его с правильного пути.

Заокеанские «меценаты» говорят, что перед абстракционистскими упражнениями двух-трех наших отщепенцев-абстракционистов «преклоняются» лучшие «специалисты» Лувра! Но и эти приемы не могут ввести нас в заблуждение.

(Какую же цену имеют мнения «специалистов» Лувра, если абстракционизм органически чужд нашему народу с его здоровыми запросами, с его громадной тягой к настоящему искусству. Грош цена всем этим свидетельствам и восторгам любых «знатоков» и «Специалистов», если они берутся за неблагодарную задачу представить гнилую шелуху за здоровый орех, пустышку абстракционистских кривляний за продукт высокого человеческого творчества!