О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №2

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Еще один положительный момент. Раньше скульптура в огромных манежных пространствах была на положении бедной родственницы. Здесь же она не пропадает и принадлежит к самым сильным разделам экспозиции. И хотя портрет выглядит довольно блекло, много удачных скульптур. Это и «Экология» Ю. Иванова, и абсолютно иная по духу, по задачам историческая стилизация «Богдан Хмельницкий» С. Мильченко, и «Безысходность» О. Слепова, напоминающая пластику Барлаха.

Немало удач и в графике. И успех обусловлен ее камерностью — скромные российские пейзажи запоминаются лучше, чем многосоставные листы с  эпическими претензиями.

На фоне иных видов творчества в наше время перестройки монументально-декоративное искусство переживает наибольший упадок. И дело не в сложностях его экспонирования. Силы незаурядных художников в этой области творчества были скованы узкоутилитарными задачами создания крупных цветных заплат на вопиющем убожестве нашей современной архитектуры. И сейчас в связи с переходом на хозрасчет оформительство явно идет на убыль, соответственно силы художников будут освобождаться для создания самостоятельных декоративных полотен, для абстрактной живописи, для декоративно-прикладного творчества.

Трудно раздать всем сестрам по серьгам и обозреть все виды и жанры, что-то,  конечно, упущено.

Теперь отвлечемся немного от чисто   художественной   стороны    вопроса.

Отрадно было узнать, что выставка пользуется не только большим зрительским, но и коммерческим успехом, много желающих стремились участвовать в аукционе. Это залог спасения нашего искусства, потому что международный рынок — это, конечно, хорошо, но пока у нас не будет прочного внутреннего рынка, связи с внутренним потребителем, у нашего творчества нет социальных перспектив на будущее.

Ю. ГУСЕВ, главный художник Федоскинской фабрики лаковой миниатюры

На выставке представлены традиционные промыслы. В отличие от станкового искусства народное — это коллективное отображение жизненной красоты во всех  се проявлениях.   На-

ши Федоскино, Жостово, Гжель, керамические промыслы, Вербилки, Хотьково, богородская резьба по дереву — все это «букет» самой высокой ценности.

Нельзя думать, что в признанном сегодня народном искусстве нет проблем. Главная из них состоит в том, чтобы сохранить в век урбанизации и техницизма искусство, которое делается руками и душой человека. Но рядом с культурой идут и пошлость, и невежество, и приходится с этим бороться. Одним из таких зол является огромная армия подражателей народному искусству. Ими движет погоня за рублем, за легкой наживой, а ведь туда тянется молодежь, что очень отрицательно сказывается на ее развитии. Жаль, что в этом процессе нет активной, ясной позиции нашего творческого союза. А некоторые   его  представители  поддерживают

это явление под лозунгом раскрепощения народного искусства. Но мы же видим, какое это «раскрепощение», когда на улице Горького выставляются десятками кооперативов работы, никакого отношения не имеющие к нашему искусству,  к нашим корням.

Народное искусство понятно и любимо во всем мире, перед ним преклоняют головы не только в отечестве, но и за рубежом. И, наверное, единственные два промысла — нефтяной и народное творчество — обеспечивают сегодня валютой в первую очередь. Но нельзя подменять духовную культуру экономическими ценностями.