О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №9

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Сложен путь к прекрасному, и без высшего идеала и святой мечты, без этих путеводных звезд, можно сбиться с пути, запутаться в мелочах и дрязгах жизни. Художники несут в своих работах слово, которое сейчас всем нам так необходимо, чтобы пробить толщу информационного бума и спортивно-торгашеского духа, слово, способное хоть как-то возвысить человека, его душу, вывести из состояния душевной депрессии, слово любви и боли за родную землю.

На этих выставках зритель приобщается к прекрасному (а наша экспозиция имеет большой успех, народ идет на нее), и если наше искусство вносит в душу стройность и лад, желание жить и творить, то можно смело сказать: цель достигнута.

 

Л. ФЕДОТОВА, искусствовед

 

Я остановлюсь на разделе текстиля, который занимает в экспозиции довольно большое место. Его художники представляют не только искусство промышленных предприятий области, а и уникальный текстиль, сейчас активно развивающийся в нашей стране. Это работы Харчепко, Рюмшинон, Козлова,   Анисимова,   Анисимовой.

В триптихе «Возрождение» И. Хар-ченко нашел какой-то своеобразный ключ к национальным традициям, интересной образности, чтобы выразить собственное мироощущение, Н. Рюмши-на показала себя мастером, владеющим

отразила все те процессы, которые происходят у нас в искусстве и в нашей жизни. Этим она и интересна. Но для художников декоративно-прикладного искусства очень важно, чтобы их вещи были не только на выставках е в музеях, а заняли какое-то место в нашей жизни, потому что именно этой красоты и теплоты нам сегодня не хватает.

 

Т. АСТРАХАНЦЕВА, искусствовед

 

О разделе прикладного искусства, как всегда, говорить и легко, и сложно, так как выставляется традиционно эффектное и красочное. На нем зачастую и раньше «выезжали» областные выставки. Можно петь дифирамбы в адрес декоративно-прикладного искусства, но есть проблемы и в этом разделе, и их достаточно много.

Как правило, на подобных выставках всегда выделяют раздел фарфора как самый значительный. Самые крупные фарфоровые заводы страны и Европы — Дулевский и Дмитровский — находятся в Подмосковье. Они и здесь не ударили в грязь лицом, хотя за пять лет в жизни этих заводов произошли большие изменения: было много кризисного и сложного. Сейчас они пытаются выйти из состояния застоя. Очень активно работает в Дулеве и в Вербилках молодежь.

Но тема моего выступления — подмосковная керамика. Я буду говорить о ней — о том виде искусства, который не столь избалован прессой и вниманием специалистов, как фарфористы и особенно гжельцы. Подмосковные керамисты очень долго страдали комплексом неполноценности и старались держаться скромно. Прежде всего на них долгое время сильно «давили» своим престижем московские мастера. Я не хочу ничего плохого сказать о московской школе керамики, в ней много ярких личностей, но немало и пестрого, абсурдного.