О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №8

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Духовное обновление его находится в нравственной сфере. Показателем этого может быть хотя бы наше отношение к земле, на которой мы живем и по которой ходим. Во что она превращена нашими глобальными проектами века? Не лучше ли ее считать, как считали наши предки, ризой Господней, подножием Престола? Отношение к земле, матушке-кормилице, должно быть иное. Грех насиловать, транжирить, расхищать ее богатства, что свойственно нашим дням. Отношение к ней — это прежде всего творческое отношение, которое имел земледелец с землей (крестьянин, как пианист, играл на клавишах земли, зная все ее ноты), так же и художники должны к ней относиться. Жить с ней в мире и согласии — это источник нравственного здоровья, к тому же это и моральная ответственность за судьбу земли. Все в мире взаимосвязано друг с другом. Судьба человека с  судьбой страны,    народа    своего,  с

краем, в котором он живет.

И от того, что происходит в сердце человеческом (поле борьбы добра и зла), от устроения дома сердечного зависит устроение и в мире. Будет в душе твоей мир и радость, светом любви будет окрашена родная земля, будут решаться и социальные проблемы. Можно насытить человека пищей, но, уничтожив его культуру, культурную среду, можно сделать его нравственным калекой и человеком, глубоко равнодушным к своему прошлому, своему народу, своей стране. В современном Клину Чайковский вряд ли создал бы хоть один свой музыкальный шедевр, потому что «красота родит красоту» и наоборот.

Красота как понятие высшего духовного порядка уходит из жизни. Порой мы ее не понимаем, не осознаем. Мы являемся свидетелями этого. Раньше, правда, говорили, что красота есть следствие праведной жизни. И если красота исчезает (а мы с этим согласны, равнодушно взирая), значит, что-то в нашей душе не в порядке, значит, мы тяжело больны. Не воссоздав красоты, мы не выживем.

И все же не все потеряно. Не случайно сейчас заговорили об экологии культуры, об экологической этике. Не случайно обратились к человеку и его душе. 70 лет насильственной атеизации, давшей усеченное секуляризованное мировоззрение, не прошли даром. Сердце, отчужденное от Бога, как говорили, не приемлет красоты. В сознании людей произошли изменения. Они как бы пробудились от долгой спячки, вышли из дурмана, наркотического сна, чтобы трезво взглянуть на мир и понять    наконец

свою роль не как вершителей его судьбы, а как его составной частицы. Потому что жизнь с природой в мире и согласии и есть источник нравственного здоровья.

Художники должны этому всячески содействовать своим творчеством. Жизнь художников Подмосковья, зональная выставка — этому свидетель. Неразрывными нитями связаны мы с родной землей. Без святой сыновней любви к ней нет настоящего искусства.

Но вот что удивительно. Работы загорских художников отличаются от работ подольских так же, как работы ногинских от дмитровских. Это показали и просмотр на зональном выстав-коме, и сама выставка. Есть что-то характерное, некая особенность у каждой мастерской.

Конечно, не всем так повезло, как загорчанам. Не во всех городах есть лавра с ее 600-летней историей, где покоятся мощи преподобного Сергия. Особую творческую атмосферу в городе создали жившие там в свое время отец Павел Флоренский, Владимир Фаворский, Сергей Григорьев и другие. Это незримо накладывает отпечаток на работе художников, способствует их росту и расцвету.

А Коломна с ее дивными разливами рек, лугами и далями! Все это не может не волновать душу художников. Они не могут не восторгаться, и эта радость находит отражение в работах замечательных мастеров Коломны. То же можно сказать и о подольчанах, и о художниках Серпухова, Дмитрова, Орехова-Зуева. «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и    жгла».    Эти слова С. Есенина    по праву можно отнести к каждому из них. Зональная выставка способствует единению художников Подмосковья, выявляет их подлинное творческое лицо, их отношение к миру, к человеку.