О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №3

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Федоскино, как и другие промыслы, стояло у истоков нашего искусства. И такие прославленные художники Федоскина, как В. Липицкий, М. Па-шинин, Н. Страхов, заложили основы, которые    продолжает    сегодня    молодежь. И я не верю ложным слухам, якобы федоскинская молодежь «ушла на Арбат». Есть слабенькие, которые не выдерживают такой экономической блокады и предают промыслы, но их единицы. Так, в прошлом году молодежь выполнила более 300 творческих работ. Такого в развитии промыслов еще не было по крайней мере за последние двадцать лет. Молодежь поняла, что такое плохо и что такое хорошо. Это очень отрадно. Но есть и острая проблема у молодых художников — на них не распространяется договорная система, что, конечно, отрицательно сказывается на условиях их работы.

И все же выставка удалась. Она несет людям радость, веру. И я верю в наш коллектив, в наше доброе искусство.

 

Л. ДЬЯКОНИЦЫН, искусствовед

Не надо обольщаться записями в книге отзывов. Серьезные художники и специалисты относятся к этой выставке сдержанно. Это провинциальная выставка, большой колхозный базар. Мы привыкли к такой странной культуре, когда о культуре вкуса говорить не приходится. Только говорят о правде жизни, о человеческих характерах, о бедствиях, об испытаниях. Это все те же следы дурной политизации, при которой искусство, вместо того чтобы просто брать состояние человека, вместо этого говорит, сообщает, что пройден какой-то исторический путь. И хотя здесь нет откровенно пропагандистских работ, как раньше, но от иллюстративности сразу не избавишься. Она делает выставку скучной, серой. Здесь старая установка на то, что тематическая  картина должна быть  ве-

дущей, определяющей — это какое-то мнимое искусство. Посмотрите на современную практику. Что такое тематическая картина? Это прежде всего композиция, которая может быть пейзажной, натюрмортной. Но почему обязательно искусство — это сцены в лицах? Я считаю, что надо обновлять наше отношение к творчеству. Нель-зя жить прошлым. Нельзя так деваль-1 вировать и девальвировать. Неужели следующую выставку мы будем устраивать так же скучно, таким же унылым образом? Мне кажется, что данная экспозиция спасается разделом прикладного искусства. Есть понятие традиции, понятие материалов, но что касается структурных форм, то тут очень много издержек. Не нужны многословие, расслабленность, приблизительность. Однако много можно назвать таких работ.

Немного   о скульптуре.   Ее   уровень очень  компромиссный.   Налицо    пережитки такого академизма, что в массе портретов ощущаешь, как будто их персонажей вынули из формалина. Нельзя так уж доводить дело до «документа», чтобы не было образного звучания и остроты, чтобы материал не работал. Надо предъявлять более высокие требования и не обольщаться общими ложными успехами, массовостью этого популизма в искусстве. Популизм — это ответ на какие-то милые мотивы природы, жизни и т. д. Но в целом, в плане общечеловеческих критериев это выставка все-таки вчерашнего дня, и об этом надо прямо говорить.

 

И. ВОРОБЬЕВА, график

Художники на этой выставке искренни. Здесь нет ни конъюнктуры вчерашнего дня, ни нынешней конъюнктуры экстрапоисков и экстрамодерна, которой заполняются залы ЦДХ и другие.  Это великое дело.

Сейчас столь профессиональных выставок очень мало. Под эгидой новаторских поисков профессионализм исчезает с наших выставок. И многие молодые, которые прекрасно начинали, теряют свой профессионализм.