О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №7

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Открытием выставки я бы посчитал работы двух скульпторов — С. Миль-ченко и Р. Сафарова. Мильченко предстал здесь разносторонним мастером. Его деревянный раскрашенный портрет девушки сразу отсылает нас к древнеегипетским образцам — по окраске, по манере наложения цвета на форму. Кажется интересным и его «Богдан Хмельницкий»: такой парадно-декоративный, импозантный образ с откровенной декоративно-нарядной раскраской, позолотой, образ-поклонение. Но больше всего понравился у С. Мильченко горельеф «Бегство в Египет», где он показал удивительное владение редким сейчас жанром в скульптуре — рельефом.

Творчество Р. Сафарова требует отдельного специального разговора. Мне нравится оригинальность его пластики, обобщенность и острота силуэтов, смелая тектоническая совмещенность фрагментов.

В заключение мне бы хотелось отметить некоторые рельефы. Я уже отмечал интересную работу С. Мильченко. Серия А. Папина «Листки календаря» именно и рассчитана на рельефное претворение: каждый листок имеет свою пластическую выразительность, причем эта выразительность моделируется в разных градациях, от рельефа до горельефа.

Хотелось бы еще раз отметить удачную  экспозицию, в которой скульпту-

ра не потерялась, а, как мне представляется, смотрится лучше, чем живопись.

 

С. ХАРЛАМОВ, график

 

Земля Подмосковья... Древние г рода, воспетые нашими замечательными художниками, поэтами. Села и деревни. Просторы полей и пашен, леса и разливы рек. Древние курганы и валы старинных крепостей, овеянные легендами и сказаниями. Заливные луга, которые еще остались неперепа-ханными и в пору разноцветья кажущиеся раем земным. Все это создает ту неповторимую замечательную поэтическую среду, которая действует на воображение, способствует развитию и формированию человека, тем более художника, определяет его жизненный путь и духовные устремления и, наконец, идеалы.

Путь же художника — это путь, как мне кажется, от земли к небу, к раскрытию некой тайны мира, сущности бытия, порядка и гармонии в мире и душе, стремление найти связь и закономерность явлений мира внешнего, природного  и  внутреннего,  духовного.

Наша задача увидеть в природе и понять, что красота — это есть часть высшей гармонии, частица небесного огня. Попытаться через историю нашу постичь день сегодняшний с его взлетами и падениями, радостями и горестями, победами и поражениями и чтобы потомки наши сумели нас правильно понять и не судить строго. Идя вперед, не следует пренебрегать уроками прошлого, а, может быть, надо почаще туда смотреть. Сколько раз в годину испытаний нам приходилось обращаться к нашей истории как к спасительному снадобью и к нашей культуре, вере, которые действовали безотказно.

Сейчас уроки прошлого как никогда необходимы, чтобы наше деформированное в духовной сфере мировоз-' зрение, наше нравственное падение не были окончательными и бесповоротными. Надо приложить все силы и попытаться не растерять остатки, крупинки тех культурных ценностей, которые еще чудом сумели уцелеть за эти роковые 70 лет, когда ради сияющих высот был проведен геноцид по отношению не только к народу, но и его культуре, его прошлому.