Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

«Качка мирового корабля» — поэтический образ, передающий ощущение, пережитое художником. Может быть, оно бы и забылось, не подкрепленное его последующими впечатлениями. Эти впечатления были связаны не только с личным опытом живописца.

Человечество вступило в эпоху новых открытий. Начало XX века совпало с рождением авиации, с ее реальными успехами. Человек впервые в своей истории оторвался от земли, поплыл в воздухе на управляемом аппарате. Земля была увидена им с высоты и увидена по-новому. Она перестала быть для людей незыблемо устойчивой, непререкаемо горизонтальной. Она «покачнулась» под крыльями самолета.

«Покачнулись» и многие устойчивые представления XIX века. Чувство надежной прочности бытия было утрачено человечеством. Возникали и рушились философские теории. Опровергали друг друга художественные направления. Мир стоял на пороге больших перемен. «Корабль земли» входил в полосу штормов истории. Я Двадцатый век, — писал Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., — наступал не просто. Ведь из четырех цифр сорвались с места три: одна из девяток перескочила к единице, и два нуля многообещающе расчистили дорогу идущему электромагнитному веку с летательными машинами, стальными рыбами и с прекрасными, как чертово наваждение, дредноутами. Главным признаком новой эры наметилось движение, овладение пространством».

«Овладение пространством» на плоскости становится для художника осознанной творческой задачей.

Чтобы лучше уяснить особенности произведений Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... и то новое, что он принес с собой в искусство, опять-таки приходится прибегнуть к сопоставлению и вспомнить мастеров, уже рассмотренных нами. Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... широко распахнул свои картины навстречу раздолью русской природы. Синие дали словно бы дают исход безотчетной тоске, мятежным порывам его героев. Однако проблема пространства решается Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... чисто эмоционально. Его «пространство» выражает не мысль, а настроение.

Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем..., пришедший к раскованной, свободной от «сюжетных обязательств» композиции, приблизился к проблеме пространства. Но поскольку он воспроизводил свои «сны», его пространство не было вполне реальным. Кустодиевские Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... композиции развиваются в большей степени вширь, нежели вглубь. Художник передает глубину в своих картинах сопоставлением масштабов фигур. Он ощущает пространство, однако не «исследует» его. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... говорил: «...меня всегда беспокоит стереоскоп, который я остро чувствую, и плоскость картины не удовлетворяет. Стремлюсь показать, что один предмет за другим. Реальное — не все, за этим что-то есть... Когда работаю, то ощущаю, что за мной, около меня есть еще что-то, но как передать это в живописи?» Воинов описывает один из набросков «не написанной, но лелеемой» художником картины. В этом, изображающем интерьер и улицу наброске, неожиданном для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... по своему пространственно-композиционному построению, сделана попытка «передать то, что снаружи и внутри (раскрыть стены)». «Ясной, — заключает исследователь, — становится невозможность, при таких иррациональных построениях, обычной перспективы».

Но Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... не пошел дальше эскиза. Может быть, осуществлению замысла картины помешала смерть художника, а может быть, замысел этот не был для него органичным и необходимым. Буквально через несколько строк после описания эскиза Воинов замечает, что Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... страшно опасался всяческих «теорий», называя всех теоретиков «Сальери». Под «Сальери» подразумевается не кто иной, как Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., который часто бывал в доме Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... на Петроградской стороне. Отношения обоих художников можно, пожалуй, назвать полемической дружбой. Соблюдая неизменную корректность и не теряя взаимного уважения, они страстно спорили по вопросам искусства. Каждый из художников был слишком самобытен и каждый оставался при своем мнении.

То, что оказалось «не обязательным» для «Моцарта» — Кустодиева, стало проблемой для «Сальери» — Петрова-Водкина.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... обратил внимание на несоответствие реального восприятия пространства законам классической перспективы. В действительности, в зависимости от нашего движения и наклона оси нашего тела, вертикальные линии могут не казаться нам строго вертикальными. Так, например, когда мы поднимаемся на эскалаторе в метро, подставки светильников нам кажутся наклонными. Вертикали могут быть и не параллельны между собой, что особенно заметно, например, тогда, когда мы смотрим на высокие дома, словно бы суживающиеся кверху. Кроме того, бинокулярность нашего зрения, о которой неоднократно говорит Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., вносит свои коррективы в видение человека, отличное от «видения» фотоаппарата. Многие из этих отклонений от «нормы» замечали и другие мастера. И они — от Веронезе до В.Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... — отнюдь не были рабами школьных правил перспективы, используя в своих картинах несколько точек схода, нарушая масштабность фигур и т. д. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... в «неправильностях» попытался увидеть некую систему. Именно в этой связи следует рассматривать его так называемую «сферическую перспективу».

Хорошо известен рассказ художника о том, что испытал он в юности на затонском холме. «Когда падал я наземь, — пишет Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., — передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа. Я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня... Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене».

В статье «О прозе» (1933) А. М. Горький, справедливо ратуя за чистоту русского языка и критикуя Петрова-Водкина за литературный стиль, описанные впечатления художника относит за счет его безудержной фантазии.

Думается, однако, что оптические впечатления Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... действительно могли быть необычными. Во время падения, конечно же, земля представлялась ему иной, нежели всегда. Но Петрову-Водкину Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... хотелось увидеть в эмпирическом наблюдении подтверждение своей художнической «философии». И он, вероятно, внушил себе, что «увидел землю, как планету», истолковав свои чисто оптические впечатления, как «космическое открытие».

Ясно, что «космическое открытие» Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... не было открытием для человечества. Но как художнику оно подсказало ему возможность иного смотрения на вещи, которые мы привыкли воспринимать в состоянии покоя. Итальянская перспектива — наиболее законченное выражение именно такого статического восприятия. Но оно не соответствовало мироощущению живописца. Его интересовало нарушение покоя, то состояние, которое испытываешь, например, на корабле, когда от волнения моря кажется, что, падая и поднимаясь, накреняется горизонт, качается вся земля. Сравнивающий землю с кораблем Петров-Вод-кин и в движении корабля видит прообраз планетарного движения. Он ощущает себя наблюдателем, который движется. И это ощущение художник передает во многих своих картинах.

В произведениях «СкрипкаПетров-Водкин К. С. СкрипкаСкрипка. 1921Холст, масло» (1918), «Порт в Диеппе» (1925), «В детскойПетров-Водкин К. С. В детскойВ детской. 1925Холст, масло, 45.5 x 65» (1925), «В ШуваловеПетров-Водкин К. С. В ШуваловеВ Шувалове. 1926Холст, масло, 44,5 х 60Государственный Русский музей» (1926), «Девушка у окнаПетров-Водкин К. С. Девушка у окнаДевушка у окна. 1928Холст, масло, 114 x 87Государственный Русский музей» (1928), «Черемуха в стаканеПетров-Водкин К. С. Черемуха в стаканеЧеремуха в стакане. 1932Холст, масло, 73 x 60Государственный Русский музей» (1932) и многих других мы не найдем линий параллельных какой-либо из сторон картины. Всюду царят диагонали. Все — как в наклонном, скошенном слегка кадре. Художник пристально вглядывается в окружающий мир. Но земля словно бы уходит от него, ускользая из-под ног. Он цепко удерживает взглядом предметы, но они уже не стоят, а плывут. Воспринимая реальное пространство, художник словно бы парит в воздухе. Он смотрит на мир, так сказать, в состоянии невесомости. И это состояние повышает интенсивность видения художника. Он видит предметы резко, определенно и крупно.