Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

В архиве Русского музея сохранились черновые записи Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР..... Они дают возможность лучше понять мировоззренческое кредо художника. Вот некоторые из его конспективных тезисов, набросанных, видимо, перед одним из выступлений: «Все подчиняется центру падения. Земля — центр. Борьба с законом тяготения. Осилить тяготение — значит ощутить всем организмом планетарность. Человеку суждено жить во многих сферах. 

Мы, овладев «собственным» движением, сумеем перемещаться «вверх» и в «сторону». 

Мы уродуем восприятие вещей геометрией Эвклида и европейской перспективой — ставя их фронтально «верх» и «низ». 

Отсутствие вертикалей и горизонталей нового смотрения. 

Движение — главный признак существующего...»

Приведенные высказывания во многом объясняют особенности перспективного построения произведений Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР..... В отличие от Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам..., Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем..., а также некоторых других мастеров, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... мог с полным правом сказать: «Для меня пространственность есть один из главных рассказчиков моей картины». «Определение предмета в пространстве» в понимании художника — философская проблема. Яблоко для него не просто яблоко. Стакан не просто стакан.

Это тела, живущие в реальном пространстве, подчиненные его «силовым линиям». Художника интересует не бытовая взаимосвязь между предметами, а те незримые нити, которые связывают различные вещи в единой материальной среде. «В форме — в динамической сущности предмета, — писал Петров-Водкин, — его борьба за противопоставление себя среде. В цвете же, в солнечной сущности предмета — его общение со средой». Живописец любит сопоставлять ближний план с дальним. Он мыслит предмет — в мире, («СкрипкаПетров-Водкин К. С. СкрипкаСкрипка. 1921Холст, масло», 1918, «Цветы и сосны», 1918).

Работу над натюрмортом Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... называл «одной из острых бесед живописца с натурой». И не случайно натюрморт в его творчестве — самостоятельная тема.

Художник заставляет зрителя пережить встречу со знакомыми вещами, увидеть мх неожиданно, по-новому. В работе «Черемуха в стаканеПетров-Водкин К. С. Черемуха в стаканеЧеремуха в стакане. 1932Холст, масло, 73 x 60Государственный Русский музей» (1932) на синей плоскости стола ярко выделяется оранжевый журнал. Контрастное сочетание дополнительных цветов подчеркивает девственную нежность белой черемухи. Кажется, от кружевной ветки, поставленной в стакан с чистой прозрачной водой, исходит прохлада и свежесть. Белизна черемухи находит отклик в цвете блюдца и конвертов. Радостна гармония этих ясных открытых красок.

Сами предметы собраны как будто случайно. Действительно, что общего между черемухой и журналом, между чернильницей и спичечным коробком, между блюдцем и письмами? Но все эти различные и «отдельные» вещи ведут между собой оживленный разговор. Они связаны единым пространством. В передаче его Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... отклоняется от правил обычной перспективы. Стол по отношению к стоящим на нем предметам как бы «вздыблен», увиден сверху. Художник, так сказать, понимает, что тарелка или чернильница находятся за стаканом с веткой черемухи. Но одновременно он «не мирится» с этим. И его зрение как бы стремится возвратить предметы, уходящие в глубину пространства. Усилием воли художника все они словно бы удерживаются на уровне картинной плоскости. Не убывающая по мере удаления предметов интенсивность их цвета, граненность их формы способствуют этому впечатлению. В картине создается действие двух противоположно направленных сил. Она становится изобразительно напряженной. Трудный, встречающий противодействие «уход» предметов в пространство обновляет ощущение его реальности. Так мы начинаем замечать упругость воздуха, когда идем против ветра. 

Особенности передачи пространства у Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... подвергались критике как проявление формализма. Действительно, в творчестве ряда учеников художника они приобретали самодовлеющий характер, использовались без достаточного понимания, формально. И, несомненно, было ошибкой Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... вводить свои глубоко индивидуальные принципы в систему преподавания. Однако для самого художника эти принципы не были отвлеченной догмой. Между прочим он говорил: «...никогда не называйте мою перспективу сферической. Сферическая перспектива эта привешена к моей школе, потому что некоторые из учеников шли буквально в смысле сферического разрешения. Может быть, это есть отход от итальянской перспективы, которая у нас была. Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю... над живым смотрением». Особое построение пространства в творчестве художника являлось фактически средством преображения мира, средством раскрытия отношения к изображаемому. Отклонение от правил классической перспективы у Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... осмысленно. Оно выполняет определенную образную роль. «Криволинейность» пространства, наклонность вертикалей дают нам возможность замечать то, что мы устаем замечать, поскольку наше внимание притупляется абстрактной «правильностью» обычной перспективы.

Конечно, было бы нелепо в «криволинейном» пространстве у Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... искать физический смысл, отождествляя его с аналогичными словесными определениями, выработанными современной наукой. Масштабы вселенной несоизмеримы с земными масштабами, но в представлении художника «всякое, хотя бы и искусственное нарушение покоя характеризует хотя бы отдаленнейшим образом, хотя бы, намеком — движение планетарное». Оптические — гиперболизированные: собственной творческой фантазией — законы он делает метафорой неощутимых органами человеческого восприятия законов вселенной.

Глядя на малое, художник думает о большом. И его ощущение безграничности космоса обостряет восприятие драгоценной реальности вещей, каждодневно окружающих человека.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... питает уважение к этим вещам, он увлеченно исследует их. За внешней оболочкой вещи художник стремится выявить ее сущность. Предмет под его: проницательным взглядом становится как бы прозрачным кристаллом. Его конструкция обнажается. Его, можно просматривать «насквозь». Не случайно излюбленные предметы живописца — стакан или стеклянная чернильница. Ученики Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... вспоминают, как он для натюрморта ставил им аквариум.

Художник внимательно анализирует особенные качества предметов— их плотность, прозрачность, способность отражать окружающее.
Он жадно познает многообразие предметного мира и его единство. И такое познание для него радостно.

«Утренний натюрмортПетров-Водкин К. С. Утренний натюрмортУтренний натюрморт. 1918Холст, масло, 66 x 88Государственный Русский музей» (1918) — настоящая поэма о вещах, о пространстве, их разъединяющем и связующем, о «тихом», рассеянном свете нового наступившего дня. Холст написан в нежной гамме просветленных, чуть матовых; красок: синевато-сиреневые колокольчики и

желтые, раскрывшиеся от света, одуванчики на фоне розоватых досок дачного стола. Все, — так же как и во многих других работах мастера, — приближено к глазам зрителя. Вещи и уходят в глубину и не могут уйти. Их форма ясна и определенна. Никелированный кофейник своими кристаллически четкими гранями светло отражает окружающие предметы. Художник отмечает неправильность этого отражения. Прозрачный граненый стакан с чаем «ломает» ложку, лежащую за ним. Однако, подчеркивая эти искажения, живописец как бы выясняет их строгую закономерность, зависимость от реальных свойств предметов. Зрение — утверждает своим натюрмортом художник — обманывает нас, но эти «обманы» можно исследовать и понять.