Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №5
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Петров-Водкин. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... вводит в свое произведение живое существо — собаку. Животные часто проникали в мир мертвой натуры, например в работах голландцев. У шутников-голландцев кошки и собаки как бы рекламировали подлинность изображенных в картине соблазнительных яств, урывая от них свой лакомый кусочек. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... уготовил своему псу иную роль. Пес отличается от предметов неживой природы своей одушевленностью. Он не отражает, как холодный никелированный кофейник, а смотрит. Собака напоминает о близком присутствии человека. Человек не только смотрит — он познает природу. Он не перестает изумленно восхищаться многообразием ее проявлений. Это изумленное восхищение Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... передает средствами своего искусства. Он свято выполняет собственную заповедь: «...холст до последнего мазка должен одрагоцениваться живописью, иначе все, рассказанное на нем, будет не более как предметным наименованием, то есть натурализмом...»

ВРЕМЯ, ИСТОРИЯ

Работа над натюрмортом была для Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... одним из путей возвращения к «земле». Однако жанр натюрморта не мог полностью вместить всех чувств и мыслей, волновавших мастера в новую историческую эпоху. Он не мог остаться равнодушным к событиям окружающей его жизни. И вслед за реальным пространством в его произведения проникает реальное время — история.

О сложных раздумьях художника в первые послереволюционные годы свидетельствует его картина «1918 год в ПетроградеПетров-Водкин К. С. 1918 год в Петрограде1918 год в Петрограде. 1920Холст, масло, 73 х 92Государственная Третьяковская галерея» (1920). Идиллической гармонии человека с пейзажем, характерной для «МатериПетров-Водкин К. С. МатьМать. 1913» 1912—1913 годов, здесь нет и в помине. Мадонна окружена каменными стенами голодного города. Его подчеркнуто линейный пейзаж прост и аскетичен. В окнах зданий разбиты стекла...

Художник стремится выразить идею непрерывности жизни, продолжающейся несмотря на все катаклизмы истории. Образ женщины вырастает над суетой текущего дня. Она свершает свой тихий подвиг материнства, спокойствием своего духа преодолевая страдания. Прижимая к себе младенца, держа его слабенькую руку, женщина-мать как бы прикасается к будущему, спящему у нее на руках. И вместе со своей героиней художник верит жизни, испытывая чувство ответственности за будущее, чувство причастности к нему.

Конечно, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... видит не только конкретную мать. Образ матери связывается в его представлении с темой Родины. Он думает о России, об ее истории. Иконописность облика женщины — за что не раз упрекали художника — и призвана была напоминать об огромном историческом пути России. Она не только подчеркивала святость материнства, но намекала на то, что, как и в прежние времена, Россия сумеет преодолеть выпавшие на ее долю испытания. Тем самым художник декларировал, что он остается с Россией.

Революция и ее преобразования постепенно проясняют идеал художника. Смутная юношеская мечта Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... о «Новом плане человеческого существования» обретает под воздействием окружающей жизни реальные черты. Реальность мечты подтверждалась той высокой ценой, которую платил за нее русский народ, поднявшийся на угнетателей. За нее шли в бой и умирали лучшие сыны народа. И художник не мог не видеть в них своих братьев.

Картина «После бояПетров-Водкин К. С. После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил» (1923) — важный этап в творчестве Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР..... Она в корне отлична от его дореволюционных, как правило, вневременных произведений. В этой картине конкретна эпоха — гражданская война, конкретны люди — красноармейцы, конкретна ситуация, выраженная в названии произведения. Вероятно, желая обосновать психологическое состояние изображенных людей, художник соединяет в картине два временных плана: настоящий и прошедший. Он изображает задумавшихся бойцов, а над ними то, что неотступно стоит перед их мысленным взором, — видение недавно отгремевшего боя. Вспоминая о нем, красноармейцы видят погибшего соратника, может быть, своего командира. Общая скорбь делает их братски похожими друг на друга. Образ товарища продолжает жить вместе с ними, объединяя и сплачивая их.

На столе грустно и никчемно стоит пустой котелок, лежат деревянные ложки. Да, живым надо жить и думать о насущном. И они будут жить, эти люди, и пойдут дальше. Память приостановила их лишь на минуту. Красноречивы сосредоточенно-строгие лица, скупые жесты бойцов. Никто не смотрит в сторону «видения». Это не призрак. Это недавняя реальность, ставшая прошлым, которое не так-то просто отпускает людей, ибо они — люди. Их скорбь чиста — она взывает к возмездию.

В кино мы давно привыкли к «наплыву» воспоминаний, «накладывающемуся» на изображение реального плана. Что же касается станковой живописи, то можно спорить о правомерности приема, использованного Петровым-Водкиным Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР..... Художник не стремится выдать воображаемое за действительное. Между тем и другим он проводит четкое различие. Но это и влечет за собой противоречие. Слишком различна степень условности в изображении реального и воображаемого планов. Между ними обнаруживается стилистический разрыв. Фигуры партизан, вещи на столе предметны, написаны всей палитрой красок. «Видение» написано одним синим цветом.

Вероятно, написав картину «После бояПетров-Водкин К. С. После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... не почувствовал, что высказался до конца, и что его решение единственно возможное. Тема, волновавшая художника, «не отпускала» его. И он находит для нее новое решение.

«Смерть комиссараПетров-Водкин К. С. Смерть комиссараСмерть комиссара. 1928Холст, масло, 196 x 248Государственный Русский музей» (1928) — прямое продолжение картины «После бояПетров-Водкин К. С. После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил». Вместе с тем новая работа художника качественно отлична от прежней. В ней преодолевается временная разорванность повествования. То, что было в картине «После бояПетров-Водкин К. С. После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил» разобщено, концентрируется в одном — узловом — моменте. Это дает художнику возможность более глубоко и многосторонне осознать явление. Смерть в бою понята им уже не только как человеческая утрата, скорбь о которой взывает к борьбе. Смерть в бою за революцию сама по себе героична, ибо человек погибает во имя общего дела, во имя мечты, которую продолжают нести его товарищи.

Чтобы лучше уяснить смысл картины «Смерть комиссараПетров-Водкин К. С. Смерть комиссараСмерть комиссара. 1928Холст, масло, 196 x 248Государственный Русский музей», стоит вспомнить другое произведение Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — «На линии огняПетров-Водкин К. С. На линии огняНа линии огня. 1916Холст, масло, 196 x 275Государственный Русский музей», написанное в 1915 году. Сравнение напрашивается само собой, так как обе работы посвящены одной проблеме — смерти человека в бою. Но решение этой проблемы художником в том и в другом случае совершенно различное.

Создавая картину 1915 года, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., как и многие другие деятели искусства того времени, несомненно был заражен националистическим угаром. Очевидно, он искренне верил в то, что царская армия защищает исконные идеалы России. Ее — любимую свою Родину — развернул он широкой панорамой за спинами солдат, простых русских парней, идущих в штыковую атаку.

Может быть, художник и сам не осознавал того, что, вглядываясь в лица идущих прямо на зрителей солдат, он заглянул в лицо правде. Эти оцепенелые — с надвинутыми на глаза фуражками — лица уже словно бы не принадлежат людям. Да и сами люди не принадлежат себе, они не думают, они подчинены бою и только ему. Загипнотизированные страхом, они идут ему навстречу, сами страшные своей «заведенностью»... Это «заведенность» войны, из которой нет выхода, кроме смерти. Смертельно раненный молоденький офицер нелепо вытянулся, его рука непроизвольно потянулась к сердцу. Он еще не понял, что с ним случилось, он еще продолжает идти. Но лицо его уже стало ико-нописно-отрешенным и совсем мальчишеским. Четко обрисовались его слегка приоткрытые губы. Он нашел свой выход.