К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев
ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Художественная жизнь последнего десятилетия была богата крупными международными выставками изобразительного искусства. Так, в 1957 году в СССР во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов демонстрировалась большая выставка, в которой приняли участие художники пятидесяти шести стран. Крупным культурным событием явилась Выставка произведений изобразительного искусства двенадцати социалистических стран, проведенная в Москве в 1958—1959 годах. В 1958 году в Брюсселе была развернута большая всемирная выставка «Пятьдесят лет современного искусства)». Должны быть отмечены также периодические выставки «Биеннале» в Венеции, особенно «Биеннале» 1958, 1960, 1962, 1964 и 1966 годов, международные художественные выставки 1959 и 1965 годов в Японии, выставка на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в, Вене в 1959 году, периодические Международные художественные выставки в Сан-Пауло (Бразилия) и многие другие. Наконец, следует упомянуть о выставке искусства США, которая была показана в Москве весной 1960 года, о выставке французского искусства в нашей столице в 1961 году. Кроме того, в Москве демонстрировались в 1965 году выставки современной графики Бельгии, Турции, Японии, а в 1966 году — выставки искусства Чили, Уругвая, Бразилии.
Эти выставки, даже после беглого и поверхностного их обзора, свидетельствуют, что в изобразительном искусстве современности явно обозначились два главных и притом противоположных направления.
Конечно, международная художественная жизнь сложна и разнообразна. Она включает множество творческих течений, национальных школ, бесчисленное количество индивидуальностей. И все же, в конечном итоге, в решающем смысле существуют сейчас два основных направления.
С одной стороны — реалистическое искусство, с другой — формалистическое искусство. При этом центральное, ведущее место в реалистическом искусстве занимает искусство социалистического реализма, которое расцвело в Советском Союзе и в других социалистических странах, а также нашло своих сторонников и представителей среди многих передовых художников буржуазных государств.
Искусство социалистического реализма — это искусство глубокой жизненной правды, большого общественного содержания, широких обобщений. Оно отражает явления действительности в их развитии, с позиций передового научного мировоззрения. Оно открыто ставит своей целью воспитывать людей в духе коммунистических идей, поднимать массы на активную борьбу за социализм, мир и дружбу народов.
Искусство социалистического реализма — искусство идейное, наполненное высоким пафосом жизнеутверждения и любви к человеку. Новаторское по своему существу, это искусство вместе с тем наследует и продолжает лучшие реалистические традиции мирового искусства. Оно опирается на творческий опыт и достижения художников предшествующих эпох, в частности художников данной страны.
Яркий пример искусства социалистического реализма — скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, в которой суть нашей жизни отражена так правдиво и глубоко, что монумент стал как бы олицетворением всего могучего советского народа, устремившегося к высоким целям, чеканной поступью идущего в коммунистическое завтра.
Характерна для искусства социалистического реализма полная правды и поэзии картина художницы ХлебХлеб. 1949Холст, масло, 201 х 370Государственная Третьяковская галерея», в.которой показан коллективный труд свободного советского человека. Это картина большого идейного содержания, больших чувств. Она наполняет сердце зрителя гордостью за родной народ, воодушевляет его на новые трудовые подвиги. Сильные, красивые люди полны энергии, они пышут здоровьем и Задором молодости. Яркие краски, щедрое солнце, заливающее картину, ощущение радостного кипучего труда — все это повышает оптимистическое звучание произведения. В нем созданы обаятельные образы украинских колхозниц первых послевоенных лет, передан пафос созидания и трудового энтузиазма советского народа. Тогда еще свежи были раны, нанесенные стране фашистскими захватчиками, не хватало механизмов, скромны были костюмы людей, труд был во многом ручным, но высокий подъем духа и сил советского народа служил гарантией, что социалистическое хозяйство будет быстро восстановлено и станет развиваться дальше бурными темпами. Эти большие мысли и эмоции образно воплощает картина .
«Картина «Крестьяне» румынского живописца Корнелиу Баба также принадлежит к числу интересных произведений искусства социалистического реализма. Художник воссоздает сцену из жизни румынских крестьян в недалеком прошлом.
.По степи идет, возвращаясь с полевых работ, крестьянская семья. Изнуренные работой, усталые люди, босые, в скромных, поношенных костюмах, полны вместе С тем какого-то большого достоинства и благородства, особой внутренней красоты, свойственной людям труда. Тяжелы условия существования этих людей, но несгибаемы их сила, их упорство в борьбе. В каждом из них мы видим опору страны, настоящего человека, которым может гордиться Родина.
Теплый гармоничный колорит картины, темпераментная живопись помогают раскрыть истинное величие простых людей.
В картине вьетнамского художника Нгуен Дык Нунга «Заря в поле» через показ будничного производственного эпизода раскрываются типические стороны новой, свободной жизни народа, сбросившего ярмо колониального угнетения. Перед зрителем широкая плодородная долина, озаренная лучами восходящего солнца. Порывы свежего ветра качают ветви пальм, гнут стволы деревьев, гонят облака. Все наполнено движением, борьбой и победой света над уходящим ночным мраком. Возвышаясь над полями, покрытыми зеленеющими посадками, стоит монументальная фигура крестьянина. В его могучем, мускулистом и гибком торсе, свободной позе, непринужденном, легком жесте руки — выражены чувства радости жизни, уверенности, силы и достоинства. Вчерашний колониальный раб — ныне хозяин своей судьбы, сбросивший оковы; весь он обращен навстречу счастливому будущему своего народа.
Конечно, эти примеры не могут исчерпать всего многообразия школ, жанров, стилей, индивидуальностей в искусстве социалистического реализма. Однако они дают ясное представление об основных особенностях этого искусства, о его глубокой правдивости, идейной устремленности, о его человечности, о его кровной связи с народом и о его действенности. Искусство социалистического реализма вдохновляет миллионы людей, зажигает их сердца, пробуждает в зрителе лучшие чувства и помыслы. Утверждающее образ героя, борца за светлые народные идеалы, оно воспитывает в людях качества строителей нового мира. Это искусство создано для народа, понятно, интересно, доступно широчайшим массам зрителей. Это искусство миллионов.
Вторым основным направлением в современном изобразительном искусстве мира является, как мы отмечали, искусство формалистическое, включающее в себя многочисленные течения и разновидности: футуризм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм и др.
Но особое распространение теперь в капиталистических странах из всех антиреалистических течений получил абстракционизм. Это крайне формалистическое направление. Название «абстрактное», или «абстракционизм», происходит от латинского слова «абстракцио» — отвлечение. От чего же отвлекается абстрактное искусство? Оно отвлекается от действительности, от жизни, не имеет ясно выраженной темы, сюжета, в нем нет правдивого изображения реальных предметов, людей, явлений. Оно уходит также от разума, от мысли.
Картины художников-абстракционистов — это обычно произвольный набор красочных пятен, форм, линий и материалов. Скульптура художников-абстракционистов также представляет собой хаотически изломанные, бесформенные глыбы материала, мотки проволоки, уродливо изогнутые металлические стержни. В некоторых случаях в «композицию» абстракционистами вводятся предметы, отдаленно напоминающие человеческую голову, фигуру, какую-либо вещь, но до того изуродованные и обезображенные, что их можно узнать или угадать лишь с трудом. Если изображается абстракционистом человек, то он часто представлен без глаз, носа и ушей, либо без рук, ног и головы. Можно встретить человекообразные создания, наделенные пятью глазами, тремя-четырьмя головами. Много изображено абстракционистами всяких странных чудовищ, какие может породить только болезненная фантазия.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была экспонирована («картина» французского абстракциониста Альфреда Манессьё «Ночь». Это типичное произведение абстрактного искусства, причем признанное буржуазной прессой особенно хорошим.
На сине-голубом фоне холста художник сделал несколько неопределенных мазков красной краской. Поверх этой «первичной» обработки полотна он написал несколько черных перекрещивающихся бесформенных полос. Завершают «картину» восемь желтых неправильной конфигурации прямоугольников, несколько зеленых и коричневых пятен. И это все. Сколько бы вы ни всматривались в «художественное» творение Манессьё, вы в нем ничего не поймете, не найдете даже отдаленного намека на реальные предметы и явления действительного мира. Это произведение не только не изображает ночь, яе только не напоминает ощущений, представлений, связанных с этим временем суток, ню вообще не раскрывает и не изображает ничего. Под картиной с равным правом можно было бы сделать любую надпись.
На Международной венецианской выставке XXIX Биеннале (1958) в американском павильоне экспонировались, например, такие абстракционистские произведения, как огромные полотна Марка Ротко, небрежно раскрашенные в две-три краски и ровно ничего не изображающие. Полотно, названное автором «Черное над красным», дает представление о творчестве абстракциониста Ротко. Это черная полоса, помещенная над красной полосой.
Типичный образчик абстракционистской «картины» был выставлен на «биеннале» итальянцем Итало Валенти и назван им «Композиция № 1». В этом произведении холст бессмысленно выкрашен в несколько цветов. Здесь нет никаких признаков реального мира.
Иногда абстракционисты «создают» свои произведения из тряпок, бумаги, окурков, кусков картона. Так, в итальянском павильоне на той же выставке «Биеннале» в качестве экспоната показывался кусок грязной и рваной мешковины, имевшей в центре дыру, стянутую двумя-тремя белыми нитками. Художник А. Фонтана демонстрировал куски картона, проколотые гвоздем то в сторону зрителя, то в обратную сторону. Художник К. Корси пытался привлечь посетителей обрывками газет и грязных бумаг, наклеенных одна на другую и слегка закрашенных.
Посетители с грустным изумлением смотрели на все эти плоды «творчества» художников, которые, кажется, соревновались один с другим только в том, чтобы достигнуть наибольшей нелепости и бессмыслицы. Но, может быть, такие произведения, появлявшиеся на выставках еще несколько лет назад, теперь уже немыслимы и не создаются? К сожалению, это не так.
Совсем недавно мы имели возможность осмотреть на многих выставках во Франции, Австрии, Италии, ФРГ самые наиновейшие произведения буржуазного искусства и убедились, что оно не только не «выздоравливает», а впадает в еще больший маразм. На всех выставках буржуазного искусства по-прежнему безраздельно господствуют произведения того же абстракционизма, который мы видели в два, и три, и четыре года назад.