К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №3

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

АБСТРАКЦИОНИЗМ — ПРОДУКТ РАСПАДА БУРЖУАЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

Абстракционизм в искусстве капиталистических стран не есть явление случайное и беспочвенное. Его появление обусловлено глубокими социальными причинами, условиями развития капиталистического общества и борьбой классов. Абстракционизм возник почти одновременно в ряде стран в период, предшествовавший первой мировой войне, и во время этой войны. Пожалуй, ранее всего абстракционистские произведения появились в России. Их создателями были художники Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., Клюн Клюн (Клюнков) Иван Васильевич Клюн (Клюнков) Иван Васильевич [1870—1943] Русский художник-супрематист, футурист, авангардист, теоретик искусства. Творческий соратник . Клюн работал над созданием нового типа произведений - сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов..., Ларионов и Кандинский Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса..... Вскоре абстракционистские картины стали демонстрироваться во Франции. В 1917 году в Голландии группа художников, возглавляемая Мондрианом и Ван-Дусбургом, провозгласила себя сторонниками беспредметничества. Примерно в те же годы принципы абстракционизма в скульптуре во Франции и некоторых других странах были выдвинуты Яковом Липшицем, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко Архипенко Александр Порфирьевич Архипенко Александр Порфирьевич [1887—1964] Русский и украиский художник. Скульптор. График. Разрабатывал принципы трехмерного кубизма. Работал в области «скульпто-живописи». Жил в России, Франции, Германии и США...., Анри Лорансом и другими. Затем абстракционизм получил широкое распространение в США, которые и стали со временем его главной цитаделью.

Абстракционизм явился «наследником» предшествовавших ему крайних сугубо формалистических течений буржуазного искусства футуризма, дадаизма, экспрессионизма и т. д., в которых художники все больше порывали связь с жизнью, уходили от правдивого изображения действительности. Эти течения, характеризующие упадок и вырождение буржуазного искусства эпохи империализма, подготовили - появление абстракционизма; который являет собой полнейший тупик в развитии искусства. Непосредственно же абстракционизм зародился в недрах кубизма — художественного течения, которое ставило своей задачей изображать предметы произвольно разложенными на простейшие геометрические «элементы». Это «разложение» со временем зашло так далеко, что картины кубистичеешго направления перестали даже отдаленно напоминать реальные предметы. Наконец, возник абстракционизм, который вообще отказался что-либо изображать.

Понять возникновение абстракционизма легче, если обратить внимание не только на судьбы изобразительного искусства, но и на развитие других форм общественного сознания в капиталистическом, мире. В современной литературе капиталистического общества обращает на себя внимание засилье антихудожественных произведений, наполненных реакционнейшими, часто расистскими идеями, мистикой, эротикой, безысходным пессимизмом. Американский, а часто и европейский читатель задавлен ужасами детективных романов. Театр буржуазных стран изобилует пошлыми постановками, рассчитанными на примитивные вкусы, способными вызвать в человеке только низменные инстинкты. Танец вырождается в рок-н-ролл, твист, музыка — в какофонию. В науке, в философии получают невиданное распространение скептицизм, мистицизм, неверие в человеческий разум. Большую популярность приобрел спиритизм. Прогрессивные писатели, ученые, художники подвергаются гонениям и преследованиям.

Развитие искусства, литературы в капиталистических странах, конечно, не прекратилось совершенно. Там и сейчас имеют место важные достижения, открытия, изобретения. Но, во-первых, буржуазия поощряет развитие только тех видов и отраслей культуры, которые приносят ей материальную или моральную выгоду, помогают наживаться, оправдывать социальное и национальное угнетение народов. Во-вторых, наличие и поощрение в капиталистических странах таких уродливых явлений, как абстракционизм, говорят о глубоком кризисе и вырождении буржуазной культуры, что, в свою очередь, обусловлено разложением самого капиталистического строя.

Некогда передовой класс общества — буржуазия, давно уже превратился в класс реакционный, тормозящий общественный прогресс. Буржуазия в эпоху борьбы с феодализмом, будучи восходящим классом, была заинтересована в развитии науки, искусства, литературы, в развитии тех форм общественного сознания, которые расширяли человеческие знания и представления. Развитие науки и искусства помогло тогда укреплению власти этого нового класса.

Теперь же буржуазия как господствующий класс боится роста социальных знаний, развития человеческого разума. Глубокое постижение законов общественного развития неизменно приводит к выводу о неизбежности краха капитализма, основанного на частной собственности и эксплуатации, раскрывает народам глаза на истинные пути общественного прогресса.

Распространение и развитие подобных знаний угрожает интересам капиталистических заправил.

Поэтому реалистическому искусству и литературе как одному из средств познания и изучения действительности там не дают возможности развиваться. Искусство и литературу стремятся направить по пути пустой развлекательности, пошлости, бездумной декоративности. Их наполняют дикими, реакционными, человеконенавистническими идеями, оправдывающими империалистический разбой, эксплуатацию и неравенство людей, расизм, религиозное мракобесие.

Всеми этими способами буржуазия стремится удержать свое господство, противодействовать росту сознательности масс, отвлечь от классовой борьбы и растлить сознание народа, парализовать его волю к борьбе за торжество социализма, за мир и дружбу народов.

Абстрактное искусство уводит художника и зрителя от жизни, от противоречий действительности. В абстракционистских произведениях нет даже намека на вопросы, которые волнуют человечество, потрясают народы. Кровавые войны, и кризисы, эксплуатация и национальное угнетение, преследование негров и расистские теории, безработица и нищета — об этом не может и не способно рассказать беспредметное произведение. Не расскажет оно и о мужественной борьбе народов за мир, о покорении человеком космоса, об успехах в строительстве социализма, о любви и героизме, о самопожертвовании и патриотических чувствах. Тем самым оно направлено против человека, против прогресса, уводит от серьезных дум и размышлений.

Этот глубокий порок, эта ограниченность абстракционизма и является тем качеством, которое так ценят в нем идеологи современного капиталистического мира.

Обращаясь к действительности как к предмету искусства, выражая чаяния миллионов людей, художник-реалист не может в своем творчестве полностью обойти жизненную правду. Он не может не показать страдания людей, их интересы, их мысли и чувства.

Но разве захотят заправилы монополий, получающие баснословные барыши от производства оружия, покупать картины, в которых разоблачаются войны, показывается, борьба сторонников мира?

Нельзя показывать реальный капиталистический мир, не обращая внимания на его язвы и противоречия, в частности на массовую безработицу. Но разве будут магнаты капиталистического мира собирать картины, в которых изображен бич безработицы?

Реалистическое искусство как форма отражения мира, как могучее воспитательное средство, раскрывающее народу правду жизни, зовущее к деятельности, к борьбе, страшно и опасно капиталистическим монополиям. Подальше от правды жизни, от больших социальных проблем — вот их лозунг! Поэтому-то они и способствуют замене настоящего большого искусства пустышкой абстракционизма.

«В течение целых веков реализм вместе с наукой приоткрывали завесу над таинственным, фантастическим, божественным... — говорит болгарский критик Александр Обретенов. — А ныне абстракционизм снова пытается опутать мир туманом мистики, таинственности, пытается снова превратить его в загадку...

Абстракционизм смущает зрителя, рождает в нем недоверие... к разуму…».

Абстракционизм (независимо от субъективных намерений, взглядов, настроений самих художников) объективно используется заправилами капиталистического мира как средство, отвлекающее массы от критики буржуазного общества, тормозящее социальный прогресс, идейно разоружающее народ. Его используют в политических целях те, кто боится развития сознания трудящихся, кто боится правды, кто ненавидит борьбу народов за мир и дружбу, за социальный прогресс.

Абстракционизм и прогресс общества несовместимы.